Гласные звуки (2 ч)
Известно, что младшему школьнику уже доступны абстракция и обобщение, но они пока еще чужды натуре ребенка. Дети пытаются проецировать логические связи на знакомые жизненные ситуации и, подобно Буратино, очень не хотят отдавать «Некту» свое яблоко. В то же время обучение в школе требует способности и умения делать достаточно широкие обобщения. Работа с силлогизмами учит детей рационально… Читать ещё >
Гласные звуки (2 ч) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Классификация звуков.
Для того чтобы направить работу учеников в нужное русло и активизировать их знания, учитель просит детей вспомнить и сказать, из чего состоят слова. Ответив, что они состоят из звуков, ученики произносят в качестве примера несколько изолированных звуков.
После этого им предлагается попробовать разделить все звуки речи на две группы.
— Что для этого нужно сделать? (Надо произнести звуки, послушать их, почувствовать их артикуляцию.).
Описывая артикуляцию разных звуков, сравнивая ее, ученики будут предлагать различные, самые невероятные основания для классификации, а учитель в ходе беседы тактично и ненавязчиво подводит их к заключению, что одни звуки произносятся с преградой во рту и таких звуков большинство, а другие — свободно, без преграды, их меньше.
Следует вывод: звуки речи делятся на две группы — с преградой и без преграды.
В «Таблице букв и звуков» дети ручкой или фломастером обводят стрелки, идущие от верхнего прямоугольника к двум другим, обозначающим буквы гласных и согласных звуков, и сами прямоугольники. Определять, какой прямоугольник для каких букв предназначен, пока не следует: дети позже сделают это сами.
2. Различение артикуляции звуков.
Цель этой работы — формирование ассоциативной связи «звук — наличие или отсутствие преграды (т.е. артикуляционный уклад)».
Учитель дает задание:
- — Разделите страницу тетради пополам. В левой половине на верхней строке нарисуйте знак С У он будет обозначать звуки, которые произносятся без преграды. В правой половине нарисуйте знакСГГЬ. который будет обозначать звуки, произносимые с преградой.
- — Послушайте звук, тихонько повторите его для себя, почувствуйте его артикуляцию
- (работу губ, языка). Если он произносится без преграды во рту, то в какой половине страницы вы его изобразите? (В левой, под знаком Если же при произнесении чувствуется
преграда, то вы нарисуете маленький кружок… (В правой половине, под знаком СГТ~Р.).
Способ разграничения закрепляется на примере еще двух звуков, затем учитель поочередно произносит 10—12 звуков, среди которых все шесть гласных. Повторяя и анализируя каждый услышанный звук, дети в свободной форме отвечают, есть преграда при его произнесении или нет и на какой стороне страницы следует его изобразить.
Завершая выполнение этого задания, ученики должны вспомнить все звуки, которые изображены в левой половине страницы. При необходимости учитель помогает им и спрашивает, чем они похожи друг на друга (Во рту нет преграды.) и чем различаются. (По-разному произносятся и слышатся.).
3. Определение группы гласных звуков.
Обозначив группу звуков, которые произносятся без преграды, надо выяснить, какие звуки в нее входят и сколько их.
Для этого на доске закрепляются восемь картинок. Среди названий изображенных на них предметов пять начинаются с гласного звука, а три — с согласного. Например: арка, миксер, окна, шуруп, сверло, утка, иглы, эскимо. Рядом с картинками или выше их подготовлена строка из шести клеток.
Назвав предметы и выделив в каждом слове первые звуки, дети определяют, как они произносятся. Звуки, произносимые без преграды, обозначаются в клетках соответствующей буквой. Таким образом окажутся заполненными пять клеток, но осталась еще одна клетка. Может быть, кто-то из учеников вспомнит о звуке [ы], если нет — о нем напомнит учитель:
— Почему-то нет картинки предмета, название которого начинается звуком [ы]. Попробуйте сами вспомнить такое слово.
Дети, конечно, такое слово вспомнить не смогут и со свойственной им категоричностью скажут, что такого слова нет.
— Я не могу с вами согласиться. Разве вы вспомнили все слова русского языка? Конечно, нет. Поэтому нужно сказать более осторожно: «Мы не можем вспомнить такое слово» — или: «Мы такого слова не знаем». Это будет правильнее. А если вы хотите убедиться в том, есть ли слово, которое начинается со звука [ы], или нет, то дома возьмите любой словарь и просмотрите его, вдруг такое слово найдется. Пусть это будет вашим домашним заданием.
Слов, начинающихся со звука [ы], дети в словарях не найдут, но полезно, чтобы они убедились в этом самостоятельно.
4. Написание звукового диктанта.
Закрепить понимание гласных звуков можно с помощью небольшого звукового диктанта.
Учитель произносит один звук, дети повторяют его «для себя», пытаясь почувствовать его артикуляцию и определить, есть ли преграда при его произнесении. Всего ученикам предъявляется 10—15 звуков, среди которых все шесть гласных.
На данном этапе работы не стоит спешить обозначать гласные звуки красным цветом. Пусть у детей сформируется и закрепится основополагающая цепочка связей: «звук — артикуляция — принадлежность к одной из двух групп». Не будем забывать, что прежде, чем перейти к качественному звуковому анализу, детей необходимо хорошо подготовить к этому.
5. Выделение гласных в начале слова.
Такие упражнения целесообразно выполнять парами или небольшими группами. Затем учитель дает задание:
— Послушайте слова. Выделите и повторите первый звук в каждом из них. Если он произносится без преграды, мы начертим схему слова в тетради и обозначим первый звук кружочком.
Выслушав задание, ученики должны запомнить его и совместно определить, что и в какой последовательности они будут делать.
Учитель произносит слова астры, острый, зайка, искать. В зависимости от уровня развития учеников слова можно предъявлять сразу группой или называть по очереди.
После небольшого обсуждения в парах или группах ученики выбирают три слова, в которых первый звук произносится без преграды: астры, острый, искать. Выясняется, что одно из них называет предмет, другое характеризует этот предмет, а третье называет действие.
Ученики чертят в тетрадях графические схемы трех слов: О_.
О_О_. Можно предложить им под кружками вписать соответствующие буквы — а, о, и. При этом дети, которые знают буквы, могут помочь тем, кто их не знает.
Затем предъявляется следующая группа слов: флаг, утка, лампа, этот. После их анализа и обсуждения выбираются два слова утка, этот. Дети чертят их схемы, обозначая кружком первый звук, а затем и подписывают буквы у, э.
Учитель просит детей повторить все звуки, стоящие в начале слов, и сказать, что у них общего. (Они произносятся громко, свободно, без преграды во рту, поэтому объединяются в одну группу.).
— Подберем слово, в котором есть звук [ы] в середине или в конце, лучше в конце. Начертим его схему, обозначим в ней звук и букву ы.
Настало время назвать выделенную группу звуков. Выслушивая предложения учеников, учитель не отвергает ни одно из них, но при этом мягко и тактично подводит детей к правильному решению, подчеркивая не просто присутствие голоса, а возможность и очень тихого, и очень громкого произнесения. В результате совместными усилиями этой группе присваивается название «гласные звуки» (голосовые, громкие).
Другая группа звуков, которые произносятся с преградой во рту, будет определена позже, когда понятие «гласные звуки» прочно закрепится в сознании учеников, иначе возможно смешение двух очень похожих терминов «гласные» — «согласные». Пока дети оперируют названиями «гласные звуки» и «другие звуки».
Формулируется вывод: «Звуки [а], [о], [у], [и], [ы], [э] называются гласными, потому что мы их говорим, а во рту ничего не мешает. И их можно громко кричать и долго тянуть».
6. Упражнения, подготавливающие усвоение ударения.
Чтобы дать ученикам немного отдохнуть, учитель организует игру в «правильное» и «неправильное» произнесение слов. Можно использовать также и те же слова, с которыми дети только что работали.
7. Графическое обозначение гласных звуков. Упражнения в классификации звуков.
А. Знакомство с графическим изображением.
Учитель проводит небольшую беседу, в ходе которой выясняется, что гласные звуки нужно как-то выделять в схеме. Выслушав различные советы учеников, в числе которых, наверняка, прозвучит предложение обозначать эти звуки цветом, учитель покажет несколько цветных кружков, среди которых один будет яркого, насыщенного красного цвета, а остальные — других цветов, но неярких, блеклых оттенков. Выбирая цвет для гласных звуков, дети повторяют звуки обеих групп, снова сравнивая их, а учитель побуждает их к тому, чтобы гласные звуки произносились громко, свободно, с эмоциональным подъемом, а согласные — более сдержанно, с некоторым подчеркиванием затруднений при их произнесении. Цель обсуждения состоит в том, чтобы дети, руководствуясь собственным эмоциональным восприятием, выбрали для обозначения гласных звуков яркий красный цвет и приняли «самостоятельное» решение: «Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом».
Б. Звуковой графический диктант.
Задача проведения таких диктантов — сформировать и закрепить новые связи: «звук — отсутствие преграды — кружок красного цвета»; «звук — преграда во рту — незакрашенный кружок».
При организации такой работы следует учитывать ряд моментов. Прежде всего — возможность появления ошибок, если ребенок будет выполнять графический диктант самостоятельно, он может неправильно воспринять звук, спутать цвет или просто отвлечься. Вместе с тем фронтальное обсуждение каждого произнесенного учителем слова рискует превратиться в затянутую и неинтересную работу, которая из-за своей неорганизованности окажется малоэффективной. Поэтому целесообразно объединить учеников в пары или группы, чтобы они могли по поводу каждого звука советоваться, тем самым помогая друг другу. Учитель произносит звуки не спеша, чтобы у детей было время для обсуждений.
Выполнять этот диктант можно на странице тетради, разделенной на две половины: левый столбец помечен символом С :> (звуки без преграды), а правый — символом сГГР (звуки с преградой).
Сначала совместно с детьми устно составляется план действий. Он записывается на доске условными обозначениями.
Устный план.
- 1. Слушаем звук.
- 2. Повторяем его и чувствуем артикуляцию (есть преграда или нет).
- 3. Выбираем, где его надо начертить.
- 4. Решаем, нужно ли закрашивать красным цветом.
- 5. Чертим кружок в выбранном столбце.
- 6. Проверяем, правильно ли все сделано (для этого нужно снова произнести звук, можно сверить свою работу с работой соседа).
Учитель диктует вперемежку гласные и согласные звуки, ученики чертят кружки в соответствующих столбцах, советуясь с соседом или внутри группы по поводу каждого звука.
После того как эта совместно обсуждаемая работа будет выполнена, целесообразно проверить, как усвоен материал. Для этого ученикам предлагается написать аналогичный диктант, но уже самостоятельно, ни с кем не советуясь. Предварительно учитель напоминает, что каждый услышанный звук нужно повторить про себя и хорошо прочувствовать его артикуляцию.
8. Составление схемы качественного звукового анализа слова.
Учитель диктует: [у], [ум]. Ученики чертят схемы звуков О, О О простым карандашом в тетрадях, а учитель — на доске, но делает это только после детей. Затем молча берет красный мелок и закрашивает кружки, обозначающие гласные звуки.
— Почему я это сделала? (Потому что это гласные звуки.).
Далее ученики чертят в тетрадях схемы слов ум, осы, ива, мы и обозначают гласные звуки, а один из них выполняет задание на доске, причем это может быть и не самый сильный ученик. Если он допустит ошибку, учителю не следует на нее реагировать: пусть одноклассники в ходе проверки сами заметят ее и исправят.
Все проверяют свои работы, сравнивая их со схемами соседей и схемой на доске. В случае различий учитель просит одного из сильных учеников обосновать свой вариант.
9. Заполнение «Таблицы букв и звуков».
Еще раньше, выполняя классификацию звуков, ученики обвели фломастерами на шаблоне схемы два прямоугольника, символизирующие группы букв гласных и согласных звуков. Теперь встанет вопрос: какой прямоугольник надо отвести для гласных звуков — правый или левый? Принять решение предлагается самим ученикам. Сопоставив количество звуков, произносимых без преграды и с преградой, они убеждаются, что гласных звуков значительно меньше, следовательно, символ с > надо нарисовать в левом прямоугольнике, который меньше, а символ — в правом, который больше.
Позже ученики впишут в них слова «Буквы гласных звуков» и «Буквы согласных звуков». Но и на этом этапе можно обратиться к помощи родителей и попросить их красиво, печатными буквами вписать пока только в левый прямоугольник слова «Буквы гласных звуков».
10. Работа с силлогизмом.
Силлогизм — это сочетание двух суждений, между которыми существует определенная логическая связь. Поиски такой логической связи учат детей делать выводы на основе информации, полученной из речевого сообщения без опоры на чувственное восприятие.
Известно, что младшему школьнику уже доступны абстракция и обобщение, но они пока еще чужды натуре ребенка. Дети пытаются проецировать логические связи на знакомые жизненные ситуации и, подобно Буратино, очень не хотят отдавать «Некту» свое яблоко. В то же время обучение в школе требует способности и умения делать достаточно широкие обобщения. Работа с силлогизмами учит детей рационально рассуждать, открывает им путь к обобщению и абстракции.
Учитель дает задание:
— Внимательно послушайте, что я прочитаю о звуке, и попробуйте понять, каким цветом нужно его обозначить.
Текст силлогизма написан на доске:
Все звуки речи делятся на гласные и «другие» звуки.
Звук [о] не относится к«другим»звукам. Значит, он…
Нужно хорошо объяснить ученикам, что в квадратных скобках дан не какой-то конкретный звук, а некий любой звук речи вообще.
Задание выполняется в два действия, что достаточно трудно для первоклассников, и они нуждаются в активной помощи.
Первое действие — решение силлогизма. Ученикам предлагается открыть «Таблицу букв и звуков», после чего повторить по памяти (или прочитать) первую посылку. Учитель на таблице для фронтальной работы показывает указкой сначала на большой прямоугольник, обозначающий буквы и звуки речи, затем на стрелки, расходящиеся к двум прямоугольникам, дети слушают его и повторяют движения по своим таблицам в тетрадях в такт проговариванию посылки:
— Все звуки речи (показывают на верхний прямоугольник) делятся (показывают на стрелки) на гласные звуки (показывают на левый прямоугольник) и другие звуки (показывают на правый прямоугольник).
Затем читается вторая посылка, согласно которой дети определяют, где не может находиться заданный звук. И делается вывод — это гласный звук.
Второе действие — выбор цвета для обозначения звука. Ученики вспоминают, что гласные обозначаются красным цветом.
В заключение следует итоговое суждение: «Если этот звук не там, где „другие“ звуки, значит, он там, где гласные звуки; гласные звуки обозначаем красным, значит, его надо закрасить красным цветом».
Тема. Деление слов на слоги (1 ч)[1]
- 1. Артикуляционная гимнастика.
- 2. Определение темы урока.
Учитель молча чертит на доске схемы:_,_,_.
- — Что я начертила? (Схемы слов.)
- — Посмотрите, что я сейчас сделаю, и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Учитель делит схемы слов вертикальными черточками, а затем проводит беседу, в ходе которой помогает детям понять, что черточки делят схему (следовательно, и слово) на части.
Совместно с учениками делается вывод: «Сегодня мы узнаем, как делить слово на части».
3. Упражнения в выделении гласных звуков и определении их количества.
А. Звуковой анализ.
Учитель диктует прямые и обратные слоги, затем слова, проговаривая их орфографически: на, по, он, та; она, око, ода. (В ходе работы можно пояснить детям смысл незнакомых слов: око — старинное русское название глаза, ода — торжественное стихотворение в честь какого-нибудь человека или события.).
Ученики чертят в клеточках звуко-буквенные схемы (сначала обозначают звуки кружками, затем находят гласный звук, закрашивают красным цветом соответствующий кружок и внизу вписывают печатную букву). В заключение они подсчитывают, сколько гласных в каждой группе.
Б. Самостоятельная работа.
Ученики получают карточки с картинками, на которых изображены, например, торт, маска, ладонь. Под каждым рисунком помещена звуковая схема слова — названия предмета. Ученикам предлагается рассмотреть их, найти в схемах звуки [а], [о] и обозначить их цветом и буквами. При этом учитель предупреждает, что, выполняя работу, нельзя обращаться за помощью к товарищам.
Он также напоминает ученикам план работы и изображает его условными знаками на доске.
После самостоятельного выполнения задания ученики меняются тетрадями и проверяют работу друг друга. Те, кто проверяет, если находят ошибки, должны объяснить проверяемому, в чем они заключаются.
4. Формирование понятия «слог».
А. Знакомство с термином.
Учитель диктует: фа. Ученики рисуют схему и обозначают гласный звук. Рядом чертится схема следующего слога ра. Затем дети прочитывают слово по схеме: фара. Таким же образом строятся схемы слов заноза, намазала. Получается столбик:
В случае явных трудностей можно ограничиться двумя первыми словами.
— Вы обратили внимание на то, как мы чертили схемы? Не сразу целиком, а по частям. Слова как бы складывались, слагались из этих частей. Теперь мы с вами часто будем слагать слова из частей, поэтому надо подобрать название этим частям. Как бы вы их назвали, помня о том, что слова из них слагаются?
Учитель подводит учеников к термину «слоги» — частички, из которых слагается слово.
На уроке математики целесообразно закрепить это понятие (на материале сложения): целое, сложенное из частей, которые называются слагаемыми. Полезно рассмотреть группу однокоренных слов слоги,
слагаемые, сложение, слагается и установить их семантическое родство. После такой работы ученики не будут путать понятия «слог» и «слово», а также более быстро и четко усвоят суть действия сложения.
Б. Наблюдение зависимости количества слогов от количества гласных звуков в слове.
Учитель повторяет первое слово фара, немного протягивая гласные звуки, и обозначает их в схеме красным цветом (дети делают то же в тетрадях), затем так же произносит слова заноза и намазала. Выясняется, что слова распадаются на разное количество частей — слогов и их число совпадает с числом гласных звуков.
Начерченные схемы делятся на слоги:
Следует вывод: «Слова делятся на части. Эти части называются слогами. В каждом слоге должен быть один гласный звук. В слове гласных звуков и слогов одинаково, например, если два гласных, то и слога тоже два».
5. Упражнения в делении слов на слоги.
Учитель предлагает детям вернуться к схемам слов торт, маска, ладонь, в которых они ранее определяли гласные звуки и вписывали буквы, и разделить их на слоги.
Затем для составления по слуху буквослоговых схем предлагаются слова картон, махать. Один из учеников под руководством учителя работает на доске.
— Послушайте слово: картон. Если оно называет предмет, обозначьте его одной чертой, если действие предмета, — двумя.
Определите гласные звуки и впишите в схему их буквы.
Для этого ученики должны «для себя» повторить слово, услышать гласный звук и обозначить его буквой. Получится схема А_О.
— Разделите слово на слоги. (А | О.).
Аналогично проходит работа со вторым словом. (Махать — А I О.) 6. Диктант. Слоговой анализ слов. Закрепление понятия «предложение».
- — Послушайте слово: Нора. Начертите его звуковую схему. (О О О О) Найдите гласные звуки и обозначьте их буквами. Если кто-то знает буквы других звуков, то можно вписать и их. (О + О #) Разделите слово на слоги О # | О #.
- — Сделайте то же самое со вторым словом лакала. Теперь с третьим — молоко. (Учитель произносит слова орфографически.) В нем вы также можете вписать все знакомые буквы.
В заключение ученики называют все слова подряд: Нора лакала молоко.
- — Как вы думаете, есть ли у Норы хвост? Чтобы не ошибиться, вдумайтесь в смысл каждого слова. (Есть, потому что сказано—лакала. Так говорят о кошке или собаке, а у них есть хвост.)
- — Эти слова рассказывают о кошке или о коте? (О кошке.) Почему вы так решили? (Потому что про кота надо говорить лакал и его не называют Норой.)
- — Смотрите, как много мы с вами узнали из этих трех слов. Во-первых, что Нора — это… (Учитель помогает детям обобщить сделанные заключения.) …животное, предположительно кошка, потому что не пьет, а лакает. Во-вторых, мы узнали, что она кошка, а не кот, потому что сказано… (лакала, а не лакал). В-третьих, мне кажется, что эта кошка домашняя, а не бродячая. Как вы думаете, почему мне так показалось?
Это уже достаточно спорное предположение, потому что в трех словах мало информации. Но факт, что кошка лакает молоко, говорит о том, что все-таки есть кто-то, кто это молоко ей налил, т. е. хозяин или хозяйка. Кроме того, у нее есть кличка. Такого рода задания учат детей понимать скрытый смысл предложения и воспитывают критичность суждений.
- — Вот сколько в этих словах информации, значит, они не просто отдельные слова сами по себе, а это… (Предложение.)
- — Ну, а раз это предложение, то надо соответствующим образом оформить схему. Первое слово в предложении пишется с… (Большой буквы.) Кто знает букву н, может ее вписать, остальные обозначат уголком. В конце предложения ставится… (Точка.)
- — Найдите слово-действие, обозначьте его двумя чертами. А какое слово называет предмет, который это действие выполняет? (Нора.) Схему слова молоко дорисуйте до прямоугольника.
- 7. Решение силлогизма.
- — Внимательно послушайте, что я скажу (или прочитайте текст). Подумайте и закончите последнее предложение.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
В слове_два гласных звука.
Значит, в этом слове…
После того как учитель прочтет ученикам силлогизм (или они сделают это сами), нужно подчеркнуть в объяснении, что речь идет не о каком-то конкретном слове, а о любом слове с двумя гласными звуками.
- [1] Упражнения построены на материале двух первых изученных букв — а, о. Еслисогласно прописям, по которым работает учитель, дети уже знакомы с другими буквамигласных звуков, можно использовать все изученные буквы.