Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Использование индивидуального и дифференцированного подходов на протяжении изучения умственно отсталыми школьника курса грамматики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Смешение орфограмм и способов их проверки приводит к тому, что школьники пытаются определить написание безударной гласной способом проверки звонких и глухих согласных, применить правило употребления мягкого знака и т. д. Например: «Для проверки безударной гласной нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук», «…чтобы в середине или конце слова стоял мягкий… Читать ещё >

Использование индивидуального и дифференцированного подходов на протяжении изучения умственно отсталыми школьника курса грамматики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Некоторые особенности усвоения умственно отсталыми школьниками правил правописания

Трудности овладения письмом по правилу зависят как от сложности самого правописания, так и от особенностей познавательных процессов у умственно отсталых детей. А. К. Аксенова указывает на то, что значительное препятствие в усвоении грамматических понятий и орфографических правил возникает в следствии их отвлеченности. Результатом отсутствия у детей языковых обобщений, как пишет Р. Е. Левина, «оказывается разрыв между уровнем речевого развития и сообщаемым в школе материалом».

Как известно, русское правописание подчиняется нескольким принципам — фонетическому, традиционному, или историческому, морфологическому и семантическому. Каждый принцип занимает соответствующее место в системе русской грамматики, хотя основным является морфологический, который обусловливает сохранение при письме единства одних и тех же морфем вне зависимости от произношения и предполагает изучение правил правописания.

Как отмечает А. К. Аксенова, трудность овладения морфологическими орфограммами заключается в том, что правила не дают прямого указания на написание, а только рекомендуют приемы изменения слов, при котором данная орфограмма выступает в качестве опорной (дома — дом, столбы — столб). Инструкция, содержащаяся в правиле, требует действия в двух планах, например изменения формы слова или подбора родственного слова и поисков опорной формы этого слова. Такая двойная задача приводит к выпадению из сознания детей одного из элементов правила. Значительная сложность овладения правилами правописания заключается и в том, что умственно отсталые школьники, вследствие нарушения познавательной деятельности, не чувствуют орфографической трудности в слове, не понимают значения правил, необходимости применения их на письме, поэтому редко задумываются над тем, как пишется то или иное слово, не умеют использовать рекомендуемые правилом приемы для определения нужной орфограммы. В результате учащиеся ищут, например, созвучное проверяемой лексеме слово, где якобы нужная морфема находится под ударением, забывая о необходимости подбора родственного слова («ленейка» — лень), либо находят другую форму проверяемого слова или родственное слово, не принимая во внимание второй части правила — ударение на гласной корня («сасновый» — «сасна», «литерка» — «литерки»).

Нередко умственно отсталые школьники, не понимая существа правила, механически заучивая его, в процессе применения основываются на чисто внешних случайных признаках. Отсюда возникают такие ошибки, как проверка написания слова тем же словом (поля — поля), асемантичным буквосочетанием («плахой» — «плахта») и др.

Смешение орфограмм и способов их проверки приводит к тому, что школьники пытаются определить написание безударной гласной способом проверки звонких и глухих согласных, применить правило употребления мягкого знака и т. д. Например: «Для проверки безударной гласной нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук», «…чтобы в середине или конце слова стоял мягкий знак».

Механическое заучивание правила обнаруживается также в том, что ученики, овладев в некоторой степени способами подбора проверочных слов, теряют цель работы, в результате чего, правильно подобрав проверочное слово, проверяемое пишут с ошибкой («поруса» — парус).

У умственно отсталых школьников наблюдаются следующие особенности в овладении правилами правописания и грамматикой:

часто встречающиеся искажения звукового состава слова;

механическое заучивание правила;

фрагментарное усвоение правила;

замена сложного правила простым на основе случайных, несущественных признаков;

смешение грамматических понятий и орфографических правил;

быстрая забываемость орфографического материала;

неумение применять полученные знания на практике [5,10].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой