Введение.
Обогащение речи младших школьников изобразительно-выразительными средствами языка при изучении русской лирической поэзии
Исследованию специфических особенностей лирики, как особого искусства, посвящены работы таких учёных, как Шанский Н. М., Ефимов А. И., Поспелов Г. И., Сильман Т. И., Палкин М. А., Огнев В. Ф., Михайлов А. А., и др. Вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Ушинского К. Д., Нефедова Л. Н., Лисовского А. Н., Львовой И. Н., Сальниковой Т. П. и др. В наше время… Читать ещё >
Введение. Обогащение речи младших школьников изобразительно-выразительными средствами языка при изучении русской лирической поэзии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу — быть средством формирования всесторонне развитой личности.
Русская лирическая поэзия — важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных ее проявлениях.
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период ее становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Лирические строки, воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.
Особое значение лирики заключается в её способности доходить до самых тайных глубин душевного мира ученика и оставлять в нём неизгладимый след. Как справедливо полагает В. В Кожинов, «уступая повествованию в широте воздействия на мир, лирика… превосходит его по глубине проникновения в духовную жизнь народа, которому она принадлежит. Лирика — это единственный вид искусства, который человек может целиком и полностью «вобрать» в себя, превратив лирическое произведение или хотя бы его фрагменты в неотъемлемую частицу своего сознания «[11, 9].
В наше время, когда воспитание культуры чувств молодых людей рассматривается общественностью как задача не меньшей важности, чем овладение достижениями современной науки, социальная роль лирики возросла. Вот почему и теоретическая разработка проблем лирического творчества приобретает практическую значимость.
Исследованию специфических особенностей лирики, как особого искусства, посвящены работы таких учёных, как Шанский Н. М., Ефимов А. И., Поспелов Г. И., Сильман Т. И., Палкин М. А., Огнев В. Ф., Михайлов А. А., и др. Вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Ушинского К. Д., Нефедова Л. Н., Лисовского А. Н., Львовой И. Н., Сальниковой Т. П. и др.
Однако проблема изучения лирических стихов в начальной школе остается недостаточно разработанной.
При всей кажущейся просторе изучение лирического произведения в школе требует от учителя большого литературоведческого такта и методического мастерства. В нём нет широкого изображения событий или действий героев. Лирическая поэзия отражает жизнь специфическими, только ей доступными средствами. Поэтому попытка перенести на анализ лирического произведения методы и приёмы изучения эпического произведения приводит к обеднению восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно — эстетическое богатство и особенности языкового выражения, воплощенные в специфической форме — лирического монолога. Этим обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются тексты лирических произведений, изучаемые на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предметом исследования — специфика усвоения учащимися идейно-эстетического богатства и языковых особенностей русской лирической поэзии.
Цель — выпускной квалификационной работы — исследование методики работы учащихся начальной школы над языковыми особенностями лирических стихотворений на уроках литературного чтения.
Приступая к исследованию данной темы, мы предполагаем, что русская лирическая поэзия является неотъемлемой частью школьного курса литературы, обогащающей словарный запас детей.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- 1. исследование литературоведческих основ изучения лирических стихов.
- 2. изучение языковых особенностей лирических произведений.
- 3. раскрытие особенностей восприятия лирических произведений младшими школьниками.
- 4. изучение современного состояния методической работы с лирическими стихотворениями.
- 5. Разработка методических рекомендаций для учителей-стажеров для работы с лирическими произведениями.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- · анализ литературоведческой, лингвистической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
- · наблюдение языковых особенностей лирического стихотворения;
- · Изучение, обобщение опыта работы учителей, личного опыта.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, и заключения.