Формирующий этап эксперимента
СЛАЙД 11. (В дневнике делаем пометку с четвертой записью) Учитель: Мы попадаем на огромную площадь, где жизнь кипит полным ходом. Здесь очень шумно, масса людей пришли сегодня сюда, кто прогуляться, кто просто посплетничать. Нам предлагают рыбу, оливки, сыр, виноград. Знатные афиняне ходили на рынок в сопровождении своих рабов, расчищающих для них путь. Большинство афинских женщин не посещали… Читать ещё >
Формирующий этап эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель формирующего эксперимента провести специально разработанные уроки с использованием виртуальных экскурсий и выработать методические рекомендации для учителей по использованию данной формы урока в 5 классах с целью повышения развития познавательной активности, формированию навыков самоконтроля, самоанализа, а так же воспитание отношения к достигнутому результату.
Для осуществления поставленной цели были разработаны конспекты уроков по истории культур древних государств.
В ходе формирующего эксперимента были проведено 2 урока по темам: «В городе богини Афины, «Урок — экскурсия по Вечному городу и знакомство с его жителями».
Урок № 1. «В городе богини Афины».
Тип урока: урок изучение нового материала Форма урока: виртуальная экскурсия Цели урока: Познавательные:
- — знакомство учеников с главными достопримечательностями древнейшего города V в. до н.э.;
- — демонстрация ученикам зарождения культурных ценностей в древности;
- — повторение античной мифологии;
- — знакомство учеников с историческими терминами и понятиями.
Развивающие:
- — помогать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти;
- — развивать умения работы с картой, текстом учебника и дополнительным материалом;
- — развивать монологическую речь, зрительное восприятие и мышление.
Воспитательные:
— воспитывать любовь и уважение к великим памятникам Древней Греции.
Оборудование: компьютерная презентация, иллюстрации учебника, карточки с дополнительным материалом.
Методы: объяснительный, иллюстративный, исследовательский репродуктивный.
Основные понятия: Агора, Акрополь, Парфенон, порт Пирей, Керамик.
План урока:
- 1) В главном парту Афин Пирей.
- 2) Керамик.
- 3) Агора — городская площадь Афин.
- 4) На вершину скалы Акрополя.
Ход урока.
I. Организационный момент Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие учебников, тетрадей, домашнего задания).
Создание положительной обстановки на уроке.
(Музыкальное оформление) У ч ите л ь: Афины. Храмы и дворцы, Сады, по коим мудрецы Гуляют долгий спор ведя О сути, смысл бытия…
Греция является одной из самых древнейших цивилизаций, расположенной на юго-востоке Европы. В культуре Древней Греции зародилась современная человеческая цивилизация. Современная Греция бережно хранит те традиции и культуру, которую оставили нам предки. Сегодня мы с вами попробуем прикоснуться к этой культуре, прочувствовать ее.
II. Подготовка к изучению нового материала.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в прекрасный город Афины, познакомимся с великими достопримечательностями, культурой, традицией и жителями древнего города. Нам понадобятся дневники путешественников, в который вы будете записывать основные моменты нашей прогулки, а справочником путешественника будет учебник. Древние греки были очень воспитанными и культурными людьми, поэтому вы должны проявить себя подобно грекам: относиться с терпением и уважением к друг другу.
Итак, мы начинаем. Поможет нам начать нашу экскурсию карта путешественника, которая находится в учебнике на стр. 111 и на экране. Откройте, пожалуйста, ваши учебники. Как вы считаете, какой путь для нас окажется более удобным, чтобы добраться до Афин? (по земле или по воде) СЛАЙД 1.
Вдоль побережья Черного моря на величественном греческом корабле через пролив Дарданеллы, Мраморное море, пролив Босфора по Эгейскому морю мы подплываем к Средней Греции, эта область носит название — Аттика. Ответьте, ребята, как называется полис, служащий центром этой области? (Афинский) Предположите, о каком месте мы с вами будем разговаривать? (об Афинах). Сейчас, вы берете дневники путешественников, записываете дату, и вносим первую запись — «В городе богини Афины». Мы подплываем к огромному порту, какое он носит название? (Пирей).
СЛАЙД 2.
Наше судно причалило в греческую торговую гавань.
Путь, лежащий от порта Пирей до Афин, оснащен длинными массивными стенами.
Военные гавани были ограждены каменными стенами, тем самым защищая их от человеческих глаз. Что же там происходило интересного? Узнать это нам поможет справочник туриста. Откройте и прочитайте п. 1 § 36. Попытайтесь ответить на вопрос: что происходило в военных гаванях Пирея?
Так же в Пирее существовала торговая гавань.
Работа с иллюстрацией: обратите внимание на экран, перед вами картина «В торговой гавани Пирея». Как вы можете описать данную картину?
Мы спускаемся с борта нашего корабля и ступаем на греческую землю. Я вам предлагаю нанять повозку, но для этого нам нужно заплатить серебряную монету (драхма). Наша дорога лежит мимо двух длинных стен, соединяющих порт и город.
Добро пожаловать в Древние Афины!
Ш. Изучение новой темы:
Ну вот мы и ступили через ворота славного города Афины. Вопрос:
Ответьте, ребята, почему этот город носит это название?
Ученик: (Рассказ мифа об Афине и Посейдоне) Учитель: Солнечное утро… Мы проходим по узким и длинным улочкам. Как же всетаки здесь пыльно и душно. С обоих сторон улицы мы видим жилища ремесленников. Обратите внимание, дома выложены из кирпича и булыжников, в один — два этажа. Жилища практически без окон, лишь на втором этаже в некоторых домах просматриваются маленькие оконца.
Учитель: Греки заселили районы города не в случайном порядке, а в соответствии со своей деятельностью: сапожники, торговцы рыбой, кузнецы и горшечники. А сейчас мы с вами посетим самый большой район Афин, который поместился на юго-западе города. Обратите внимание, у вас на парте есть карта-схема Афин V в. до н. э. стр. 166. Попробуйте дать название этому району. (Керамик) На слайде появляется название Керамик. СЛАЙД.5 Вопрос: Ребята, как вы считаете, почему он называется именно так?
(Предположения учащихся) Учитель: Совершенно верно. И вправду, его название происходит от древнегреческого слова «керамос», что означает — глина; отсюда «керамика» — изделие из обожженной глины.
Учитель: В дневниках помечаем вторую запись.
Керамик — район гончарных мастерских.(один из учеников читаем вслух информацию на слайде) СЛАЙД 6.
Учитель: В Керамике были расположены сотни гончарных мастерских, и вот, один знатный ремесленник пригласил нас посетить его мастерскую.
Круглые сутки практически без остановки в этой районе Афин коптили печи.
Гончарами называли рабов и свободных ремесленников, которые лепили, обжигали и расписывали посуду.
Товары Керамика, благодаря своей необычайной красоте, были известны в каждом уголке земли, ведь ремесленники вкладывали душу в обычный кусок глины. (На слайде гончарная мастерская).
Гончары предавали посуде разнообразные формы. Обычную посуду делали рабы, а изделия, требующие огромного труда, производили свободные люди.
Вопрос: как вы считаете, с чем было связано такое разделение труда?
Совершенно верно, ведь свободный гражданин был заинтересован в своей работе, ведь насколько качественно он произведет товар, тем больше он получит денег. А рабы — люди безвольные и денег за свою работу они не получают.
Ремесленник рассказал нам все секреты и тонкости своего мастерства. Изначально сосуды имели черный рисунок: на поверхность глины наносился узор черным лаком. Такая техника получила название чёрнофигурная. СЛАЙД 8. Спустя несколько лет, лаком покрывалось все изделие. Техника получила название краснофигурная. СЛАЙД 9.
(В дневник вносится третья запись) СЛАЙД 10. На слайде появляется информация о гончарном производстве.
(один из учеников читает вслух, делается запись в дневник) Ребята, вы слышите, как в одном доме звучит прекрасная мелодия. Заглянем в него? Мы видим танцующих гречанок. До чего же грациозны их движения!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА под музыку.
Станьте прямо, ноги врозь, руки на поясе. Качаться, поднимаясь на носки и опускаясь на пятки под счет учителя («раз» — на носки, «два» — на пятки. 10 раз).
Итак, мы покидаем ремесленника, ведь нам пора двигаться дальше. Наш путь лежит на главную торговую площадь — Агору.
СЛАЙД 11. (В дневнике делаем пометку с четвертой записью) Учитель: Мы попадаем на огромную площадь, где жизнь кипит полным ходом. Здесь очень шумно, масса людей пришли сегодня сюда, кто прогуляться, кто просто посплетничать. Нам предлагают рыбу, оливки, сыр, виноград. Знатные афиняне ходили на рынок в сопровождении своих рабов, расчищающих для них путь. Большинство афинских женщин не посещали рынок. Обратите внимание, как много вокруг прекрасных храмов: храм Гефеста, храм Аполлона. СЛАЙД 12−14.
Ребята, посмотрите внимательнее на другой стороне площади можно увидеть правительственные здания.
Вечерами уставшие от работ афиняне встречались с друзьями. Палящее солнце было настолько безжалостно, что им приходилось скрываться от лучей под портиками.
Давайте обратимся к нашему справочнику и найдем определение слова портика.
Портик — полузакрытое помещение, крыша которого опирается на колонны.
Нам пора двигаться дальше и вдали мы видим, как виднеется Акрополь. Это один из древнейших архитектурных памятников Греции. Мы направляемся прямо к нему. До него может довести лишь одна дорога. Нам с вами очень повезло, сегодня праздник в честь богини Афины. Ребята. Хотите попасть на праздник?
(В дневник вносится пятая запись. Акрополь — скалистый холм с пологой вершиной).
Если мы посмотрим вправо, перед нами предстает величественный храм. Это храм богини Ники. Греки ее изображают крылатой девушкой, но на храме они изобразили ее без крыльев. (Ребята, подумайте почему?).
Греки не хотели, чтобы от них улетала победа.
Ребята, мы с вами не могли не заметить самый величественный храм на Акрополе. Это Парфенон. Это главный храм в Афинах, посвященный покровительнице Афин Афине — девственнице.
(Итак, мы вносим в тетрадь шестую запись) Сейчас вам понадобится справочник туриста, в котором вы найдете описание Парфенона (стр. 171). Работа с текстом учебника Предлагаю вам зайти внутрь храма. Перед нами предстает величественная статуя богини Афины. Автором этой статуи является Фидий. Как же ему удалось сделать ее такой грациозной? Читаем документ Изваяние было выполнено из дерево, покрытого золотом. В правой руке Афина держит крылатую Нику, левой опирается на щит.
У стены храма растет многовековое оливковое дерево, выросшее из копья Афины. СЛАЙД 17.
Время пролетело быстро, и вот нам уже пора возвращаться на борт судна. Мы прощаемся с Древней Грецией, но я надеюсь, что в вашей памяти образ этого величественного места будет жить всегда.
VI. Закрепление пройденного материала. Рефлексия.
- — Я узнал…
- — Я чувствовал…
- — От этого урока я приобрел…
- — Было трудно…
- — Урок заставил задуматься…
V. Домашнее задание.
- 1) Подумать над вопросом: «Почему Афины называют сердцем Греции?»
- 2) § 36,37. Вопросы после параграфов.
Урок № 2. Путешествие в Олимпию.
Тип урока: урок изучение нового материала Форма урока: путешествие Цели урока: Познавательные:
- — знакомство учащихся с олимпийскими играми, их историей и символикой;
- — знакомство с олимпийскими легендами;
- — знакомство учеников с историческими терминами и понятиями.
Развивающие:
- — помогать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти;
- — развивать умения работы с картой, текстом учебника и дополнительным материалом;
- — развивать монологическую речь, зрительное восприятие и мышление.
Воспитательные:
— воспитывать культуру общения при работе в команде, формировать потребность вести здоровый образ жизни на примере участников Олимпийских игр.
Оборудование: компьютерная презентация, карта «Древняя Греция», магниты, контурные карты у каждого ученика.
Методы: групповой, фронтальный, индивидуальный.
План урока:
- 1) Олимпийские игры — великий праздник.
- 2) Три дня состязаний.
- 4) Знаменитые атлеты.
- 5) Прошлое и будущее.
I. Организационный момент: Вводное слово учителя. Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей). Создание проблемной ситуации.
Учитель предлагает учащимся прочитать отрывок из письма и предположить о чем пойдет речь на уроке.
Недавно я разбирала письма, и мне попалось одно безымянное письмо, неизвестный пишет: «Однажды мне посчастливилось побывать в одном потрясающем месте. Люди со всех уголков Греции спешили на юг, дабы насладиться этим прекрасным зрелищем. По дороге я повстречал одного человека, и далее мы следовали вместе. По дороге я интересовался и расспрашивал его обо всем. «Скажите, уважаемый, а куда все направляются?», «А что Вы не знаете? Пришел четвертый год. Все торопятся на юг, на Пелопоннес, дабы насладиться пятью незабываемыми днями. Сильные атлеты продемонстрируют свою силу и ловкость, и выяснят, кто же из них великий спортсмен Греции». «А вы не тревожитесь, что пираты начнут осуществлять нападения на странствующих в это время? Я слышал, что путь в сей город небезопасен». Ваши тревоги напрасны, на четвертый год объявляется священный мир, путь становятся безопасным… На этом письмо прерывается.
Учитель ставит задачу перед учениками: извлечь из текста нужную информацию (назвать историческое событие).
Запись в тетрадь темы урока.
— Ребята, сегодня я предлагаю вам осуществить путешествие и посетить Олимпийские игры в роле зрителей. Мы познакомимся с легендами об Олимпийских играх, традициями и участниками соревнований.
II. Изучение нового материала.
Учитель повествует о первом дне Олимпийских игр, рассказывает, что он был посвящен подготовительным церемониям и жертвоприношениям. Участники состязаний совершали торжественные обряды перед статуей Зевса Клятвенного, произносили клятвы, приносили жертвоприношения, а так же клялись честно участвовать в соревнованиях.
Учитель: Чтобы нам попасть на соревнования, вы должны выполнить предложенные задания.
Учащиеся делятся на две группы, и с помощью текста параграфа выполняют задания на карточках.
- 1 группа.
- · В каком году прошли первые Олимпийские игры? Посчитайте, сколько лет назад это было?
- · Греки отсчитывали годы Олимпиадами. Например, дата звучала так: второй год пятой Олимпиады. Какой год это был по нашему летосчислению? Подсчитайте, какой год по греческому календарю был в 594 г. до н. э., когда Солон стал архонтом в Афинах.
- 2 группа
- · Однажды спартанцев на двадцать лет лишили участия в Олимпийских играх за то, что они вели военные действия незадолго до начала игр. Объясните, почему так произошло.
- · Составьте схему пути, который вы бы проделали из родного города к месту проведения Олимпийских игр (последовательно выписав географические названия и соединив их стрелками).
Один ученик из каждой группы зачитывает ответы. Идет обсуждение Учитель: Ребята, вы верно ответили на все вопросы, однако у нас осталось еще одно очень интересное задание. Судьи сообщили мне, что без знания легенд о зарождении игр мы не имеем право присутствовать на соревнованиях. Сейчас, я предлагаю вам отправиться на машине времени на несколько лет назад от данного события и понаблюдать, что же послужило началом Олимпийских игр. Внимание на экран!
СЛАЙД 8−13. Учитель: на земле существует немало легенд об Олимпийских играх, однако все они переплетаются с древнегреческими богами и героями.
Одна из распространенных легенд повествует о том, что царь Ифит, уставший от бесконечных войн и видевший насколько слаб и немощен его народ, отправляется в Дельфы, где получает поручение организовать некие общегреческие увеселения. Ифит отправляется обратно, и некоторое время спустя вместе со спартанским законодателем Ликургом и реформатором Клиосфеном организуют игры, их порядок проведения и заключают священный союз. Они постановили, что местом для проведения празднеств должна стать прекрасная священная Олимпия.
Но существует и другая легенда, согласно которой, сын Зевса Геракл приехал с оливковой ветвью и учредил игры атлетов, в честь победы Зевса над над свирепым Кроном.
Учитель: Ребята, а какие вы знаете мифы о зарождении Олимпийских игр?
Учитель раздает конверты, в которых находятся символика и атрибутика героев или богов. Их задача попытаться воспроизвести данный миф Учитель: Молодцы, ребята, вы блестяще справились с этим заданием.
Теперь мы имеем полное право занять места на трибунах.
СЛАЙД 16. Обратите внимание, внизу вы видите огромную площадку, окруженную портиком — это палестра. На палестре тренировались борцы, атлеты и прыгуны. Справа вы видите большую территорию, украшенную колоннами — это гимнасий, в нем тренировались спринтеры. Это было самое огромное сооружение Олимпии. Так же в гимнасии находилась библиотека, в которой хранились списки победителей и участников Олимпийских игр. Ребята, посмотрите как много народу пришло посмотреть на празднества, как вы думаете сколько народу вместил в себя стадион? (45 000 зрителей) Учитель: Итак, вот и начинаются игры, послушайте, какими бурными аплодисментами встречают атлетов. Ребята, а вы хотите поучаствовать в соревнованиях?
Из каждой группы выбираются два добровольца из команд.
Представителям предлагается как можно больше рассказать об известных им видов соревнований: бег, пятиборье, метание копья, гонки на колесницах и т. д.
Учитель по мере прохождения испытания демонстрирует иллюстрации соревнований на слайдах, заранее подготовившиеся учащиеся дополняют ответы.
Учитель: Победителей нашего соревнования ждет награждение.
(вручаются венки на голову и оливковая ветвь).
Вы имеете честь познакомиться с выдающимися атлетами древнегреческих соревнований. Обратите внимание на экран.
С помощью сопутствующих заданий ученики угадывают, о каком представителе Олимпийских игр идет речь.
- 1. Этот первый силач Эллады с детства поднимал теленка и носил его на своих плечах. Со временем теленок вырос и превратился в быка, а этот герой — в победителя Олимпийских игр.
- 2. Этот атлет одной рукой удержал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей, а однажды задушил льва.
- 3. В детстве, возвращаясь из школы, этот будущий победитель олимпийских игр унес с рыночной площади бронзовую статую.
Учитель: Итак, мы с вами познакомились с выдающимися атлетами тех времен.
Учитель: Вы прекрасно справились с этим заданием, теперь вы знаете Древнегреческих героев, участвовавших в Олимпийских празднествах.
Вот и наступил конец соревнований, мы веселились и наблюдали с вами за играми, получили немало положительных эмоций от данного зрелища.
III. Закрепление изученного материала. Рефлексия:
Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение.
Сегодня на уроке, я узнал, что…
IV. Выставление оценок за урок.
V. Домашнее задание.
§ 33. На основе заполнения таблицы изучите особенности проведения современных олимпийских игр. Найдите сходства и различия.
Олимпийские игры в древности. | Олимпийские игры в современном мире. | |