Введение.
Особенности восприятия художественного текста у младших школьников
Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это прежде всего, его целостность, активность и творческий характер. Проблема восприятия не может решаться изолированно от общих задач воспитания и его отношения к действительности и искусству… Читать ещё >
Введение. Особенности восприятия художественного текста у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Литература
— особый вид искусства, так как акт восприятия образов, стоящих в центре произведения, представляет собой сложный процесс.
Проблема восприятия не может решаться изолированно от общих задач воспитания и его отношения к действительности и искусству, формирования его личности, мировосприятия, духовного мира.
Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это прежде всего, его целостность, активность и творческий характер.
Восприятие является основой любого анализа, как школьного, так и литературоведческого, в противном случае этот анализ не будет иметь адресата.
Психологи, как отечественные, так и зарубежные (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, О. И. Никифорова, Р. Арнхейм), особое внимание обращают на то, что восприятие не есть простое фотографирование, простой прием информации. Это активная деятельность, в которой огромную роль играют положительная мотивация, потребность и интерес.
Первейшее условие верного восприятия текста — понимание каждого его слова. Если детям не прививать чуткое, вопросительное отношение к незнакомым словам, словосочетаниям и выражениям, у них развивается невнимание к целым предложениям. В результате они не вычерпывают все содержание текста, довольствуясь скольжением по поверхности смысла. В школьном возрасте дословное запоминание становится тормозом для развития умения пересказывать своими словами и, следовательно, понимать читаемое.
Для того чтобы дословное запоминание не сковывало развития мышления и речи ребенка, нужно при повторном чтении сказок или рассказов варьировать текст: не искажая смысла, употреблять синонимы, менять порядок слова предложении и порядок самих предложений. Кроме того, надо постепенно приучать ребенка спрашивать о значении непонятных слов.
Цель: Выявить особенности восприятия художественного текста у младших школьников.
Поставленная цель определила следующие задачи:
- 1. Выделить и описать уровни восприятия текста младшими школьниками.
- 2. Выявить особенности восприятия художественного текста
- 3. Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
- 4. Выявить уровни восприятия художественного произведения у учащихся.
Объектом исследования является процесс анализа художественного произведения в начальной школе.
Предметом исследования является творческий пересказ как средство повышения уровня восприятия художественного произведения.