Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. И. С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых личность усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ей функционировать в качестве полноценного члена общества. Социализация может быть… Читать ещё >

Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с современной парадигмой образования, выводами психологии личности, педагогики современное понимание категорий — субъект и объект воспитания представлено в следующем виде.

Основными субъектами воспитания являются: общество, которое через окружающую социальную среду влияет на личность; личность, которая является и объектом воспитания и одновременно выступает как субъект воспитания и самовоспитания; преподаватели и специалисты в области воспитания. Прежде всего, педагог, осуществляя функцию координации процесса социализации и самовоспитания, должен обеспечивать совершенствование взаимодействия двух основных социальных субъектов — общества и индивида, под воздействием которых формируется личность. Вместе с тем, значительна роль учебно-вспомогательного персонала, обеспечивающего и учебный, и вне учебный процесс, создающего позитивный настрой на восприятие новых знаний.

В современном воспитательном процессе все большее значение приобретает субъект-субъектное взаимодействие, в котором за каждым участником учебно-воспитательного процесса признается право и способность на собственное решение. При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным воспитывающим фактором должен стать характер субъект-субъектных отношений: степень их гуманистичности, доброжелательности, комфортности для учащихся.

Интеллектуальное развитие, воспитывающихся вне семьи, отличается дисгармоничностью. Оно отличается неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное мышление, наглядно — образное остаются главными. Вербальное мышление может при этом достигать возрастных норм, а невербальное значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми [9].

Неудовлетворение потребности в общении со взрослыми и сверстниками приводят к нарушениям овладения игровой деятельностью. Воспитанники младшего возраста учреждений интернатного типа плохо умеют играть игрушками — быстро ломают, портят и теряют их, примитивно используют их в игре. Основным видом деятельности у них на улице наблюдается беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество ничего неделание [8].

Дубровина И.В. отмечает, что по своему развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностях, которые отмечаются на всех ступенях детства — от младенчества до подросткового и дальше [8].

Шульга Т.И. считает, что отсутствие для ребенка близкого и значимого взрослого является предпосылкой развития асоциальных форм поведения. Дефицит общения со взрослыми не способствует развитию у ребенка чувства привязанности. Отсутствие привязанности замедляет развитие познавательной активности, делает ребенка пассивным и эмоционально малоразвитым [21].

Для того, чтобы развитие подростка прошло нормально, Олиференко Л. Я. выделяет определенные условия:

  • 1) информация о современной жизни; они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросами, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т. д.);
  • 2) сочетание свободы и ответственности деятельности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;
  • 3) принятие себя (своего физического Я, характера, особенности, эмоций и т. д.);
  • 4) обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивание чувства собственного достоинства) [17].

В интернатах нет помещения, где бы ребенок мог побыть один, отдохнуть от постоянной толпы, проанализировать свои поступки. Стремясь к обособлению, дети осваивают чердаки и подвалы. И это, в особенности без опеки взрослых, приводит к безрассудным поступкам, побегам и бродяжничеству. У детей интерната, живущих на государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты («нам должны», «дайте») отсутствуют ответственность и бережливость.

По своему психическому развитию эти дети отличаются от ровесников из семей, они отстают в развитии, часто страдают хроническими заболеваниями. Ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватное поведение, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятии запретов и замечаний. (6).

Воспитанники уходят из интерната в подростковом возрасте. Они не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состоянии планировать свое будущее, живут только одним днем, болезненно переживают свою ненужность, они привыкли жить по указке, многие из них плохо учатся, воруют, бродяжничают, ведут себя нарочито грубо.

Педагогу в работе с подростками следует стимулировать у них процесс самопознания, поощрять ведение дневников, обучать этому. Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира, развитию автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окружающих.

Важно, чтобы отношение взрослых к подростку было уважительным. Для этого социальному педагогу следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, способностям, регулярно проводить с ними профессиональные консультации, развивать интерес к профессии. (6).

Рекомендуется составить план будущей жизни подростка, учитывая его профессиональные намерения, жизненную позицию. В плане определяются ближние и дальние цели, этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления. План поможет решить проблему ранней профессиональной подготовки подростка (столярное, швейное дело и т. п.), обрести ему уверенность в своем будущем.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность социального педагога в детском доме. Целью социально-педагогической деятельности является социализация воспитанников детского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения различных задач. Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования, социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить [18].

Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребёнка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется «диагноз социального заболевания» ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому на ряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом [18].

Следующая задача социального педагога — составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации [18].

По данным А. Л. Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей.

Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних текущих задач, но и раскрытия тенденций развития, как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом — формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности [18].

Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов интернатного учреждения. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков[18].

Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе получения профессионального образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (Например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в интернатном учреждении — представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.

Организационно-посредническая функция — обеспечивает налаживание взаимодействия социального педагога с воспитанниками, группой воспитанников, педагогическим коллективом, администрацией интернатного учреждения, государственными и негосударственными организациями, в компетенцию которых входит решение проблем определенной категории детей. Для успешной реализации организационно — посреднической функции важно, чтобы социальный педагог развивал собственные коммуникативные способности, хорошо владел техникой межличностного общения [3].

Интегральным выражением целостной совокупности компонентов процесса воспитания является воспитательная система.

Поскольку социальный педагог является руководящим субъектом в педагогическом процессе с воспитанниками интернатов, рассмотрим его основные особенности.

Разрабатывая воспитательную систему, следует учитывать важнейшую особенность воспитания в современных условиях, заключающуюся в том, что в настоящее время происходит объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание и самоформирование личности.

В этих условиях очень важно внедрение в систему образования и воспитания личностного ориентира, который содействует сохранению положительных убеждений, восприятию новых идей, сохранению независимости суждений, способности адаптироваться к внешним обстоятельствам. Современные воспитательные системы должны создавать благоприятные условия для обучения и воспитания. Поэтому важнейшее место в воспитании должны занять такие личностные качества как коммуникативность, понимание особенностей различных культур, условий развития наций и национальностей.

Основными принципами разработки и развития воспитательной системы являются следующие:

  • — связь воспитания с жизнью, что предполагает взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;
  • — деятельностный подход к воспитанию;
  • — гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания;
  • — единство воспитания и самовоспитания;
  • — одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика;
  • — последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня предыдущего обучения, современного состояния и его направления;
  • — творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса.

Социализация личности школьника.

В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. И. С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых личность усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ей функционировать в качестве полноценного члена общества. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г.М. Андреева). Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опят и использует его для адаптации к социуму. Такое усвоение происходит стихийно и целенаправленно. Целенаправленность определяется усилиями семьи, школы, различных общественных организаций.

Основными направлениями социализации и развития личности являются:

  • — использование возможностей образовательного процесса, главным компонентом которого является изучение общеобразовательных дисциплин;
  • — развитие активности во вне учебной деятельности через воспитание у школьников стремления к общественно полезному труду, как одной из основных базовых ценностей, формированию здорового образа жизни, как в физическом, так и в нравственном отношении;
  • — формирование трудолюбия, чувства справедливости, любви к Отечеству.

Большое значение приобретает проблема сплочения школьного коллектива, выполняющего в определенных условиях функции инструмента воспитания.

Среди основных принципов воспитания и социализации школьников необходимо выделить и реализовать в практике следующие:

  • — демократизм, означающий демократизацию самой системы воспитания, переход к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества педагога и учащегося;
  • — гуманистическое отношение к субъектам воспитания, предполагающее отношение к личности школьника как к самоценности, и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности, способной к саморазвитию;
  • — духовность, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета российского гражданина;
  • — конкурентоспособность, выступающую специфической особенностью демократического общества, предполагающую формирование соответствующего типа личности индивида, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности;
  • — толерантность, являющуюся одним из важных факторов воспитания в условиях развивающейся демократии в России и предполагающую наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов;

Одной из наиболее важных проблем воспитательной деятельности с учащимися интерната является формирование у них положительной мотивации на усвоение воспитательных воздействий. В связи с этим все большее значение приобретает проблема формирования у школьников необходимых гражданских и личностных качеств на добровольной основе, без принудительного воздействия со стороны системы воспитания.

Условия современного этапа и стратегические цели воспитания ставят новые проблемы, без решения которых невозможно эффективное осуществление процесса формирование личности. К числу наиболее актуальных проблем, требующих разработки их содержания, форм, методов и средств, можно отнести:

  • — определение степени жесткости системы воспитания в условиях интерната;
  • — соотношение свободы и принуждения личности в системе воспитания, что при слабом самоконтроле и самоорганизации деятельности личности может снизить эффективность воспитательных воздействий;
  • — формирование у воспитанников потребности к труду как важнейшей социальной ценности при отсутствии принуждения и недостатка моральных стимулов к нему;
  • — соотношение воспитания и самовоспитания, выявление факторов повышения мотивации к самовоспитанию;
  • — наличие природных задатков и необходимость формирования требуемых профессиональных и личностных качеств;
  • — разработка форм и методов воспитательной работы при формировании ценностных установок у воспитанников интерната.

Под «формой» понимается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы» — это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.

Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры (Е.В. Титов).

Мероприятия — это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.

Дела-общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.

Игры — это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

Во избежание возможных трудностей при эффективной работе с воспитанниками интерната можно социальному педагогу придерживаться следующих путей.

Социальному педагогу в своей работе необходимо знать:

  • — историю личного дела ребенка.
  • — спокойно обговаривать прошлую жизнь ребенка, если у него есть такая потребность.
  • — детали отношений ребенка с родственниками (бабушками, дедушками, тетями, дядями, старшими братьями, сестрами).
  • — заниматься поиском новой семьи.

Социальному педагогу следует принимать все качества ребенка, но необходимо акцентировать внимание ребенка на положительных чертах характера, содействовать развитию индивидуальных способностей. Социальный педагог приобщает детей к участию в разнообразных мероприятиях. Очень важно помочь ребенку быть в ситуации успеха, играя разные социальные роли.

Нужно доверять детям, верить в их возможности. Разнообразие позитивного опыта поможет глубже раскрыть способности ребенка, поверить в свои силы, в способность обучаться разным видам деятельности, повышать самооценку.

Воспитывать у детей-сирот уверенность в своих силах, в нужности их в этом мире; в способности реализовывать свои мечты, стать компетентной личностью в современном мире.

Важно формировать поэтапные установки взаимодействия с обществом: «к людям», «для людей», «вместе с людьми», знать особенности профориентационной работы с детьми-сиротами.

Профориентационная работа проводится с 8 класса, но беседы на эту тему могут проводиться и раньше. После обязательного диагностирования способностей с учетом психоэмоциональной сферы ребенка, также необходимо учитывать современное состояние рынка труда, наличие вакансий, предусматривать заработную плату.

Во время бесед с ребенком необходимо использовать эмоциональное окрашивание позитивных чувств (радость, удивление, удовлетворение), связанных с деятельностью ребенка, с проявлением его личностных качеств. Главное условие для эффективной общей работы — искренность со стороны социального педагога. Ребенок откроется и будет согласен на сотрудничество, если почувствует, что его действительно любят.

В использовании диагностического материала уделять особое внимание проективным методам. Детям легче выразить свой внутренний мир в творчестве, чем отвечать на вопросы. Социальному педагогу необходимо творчески подходить к тестированию детей. Использовать методы и способы физического, эстетического и морального воспитания, которые дают возможность детям — сиротам реализовать свои потребности.

Анализируя поведение и поступки воспитанника, его взаимодействие с окружающим миром, особое внимание нужно обратить на мотивы, внешние обстоятельства и состояние ребенка. Это поможет установить, что, например, замкнутость, пассивность и безразличность, могут быть последствиями угнетенной личности.

Итак, мы показали специфику взаимодействия воспитанников и социальных педагогов, отметили необходимость присутствия педагогических условий в процессе развития детей и обозначили возможные проблемы в организации субъектного взаимодействия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой