Основные формы экологического воспитания
Каждая новая встреча с природой вызывает чувство радости и удивления. Мы, взрослые, в большинстве своём, уже поняли, что уничтожать природуэто всё равно, что рубить собственные корни. Наша задача — довести до ума и сердца малышей, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут… Читать ещё >
Основные формы экологического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экскурсия — одна из форм экологического воспитания
Для ребят младшего школьного возраста постижение природы начинается с самого простого — с экскурсий и походов в ближайшую рощу или лес.
Экскурсии могут быть различными по своей тематике, но задачу имеют общую: разбудить или углубить чувство радости от общения с природой, расширить знания учащихся о флоре и фауне, прививать навыки уважительного, бережного отношения к каждому деревцу и кустику, к каждому водоёму, ручейку. Поэтому не удивительно, что многие учителя стараются во время экскурсий дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения. Например, я считаю, что формирование у учащихся ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Учитель должен тщательно готовиться к экскурсии.
Необходимо составить подробный план подготовки:
- 1. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.
- 2. Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.
- 3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Необходимо предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно — полезной деятельности учащихся.
4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.
- 5. Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно — полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.
- 6. Продумать, к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.
- 7. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведенияэкскурсий, можно доработать план.
Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя строить рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные. К сожалению, не все учителя придают большого значения тому факту, что человек воздействует и на растения, и на животных и на неживую природу. И не следует умалчивать об этом при проведении экскурсии.
Наиболее полно вопрос экологической экскурсии разработан в трудах академика А. А. Плешакова. На экскурсиях рассматриваются следующие вопросы: защита воздуха и воды от загрязнений, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников, ответственность каждого человека за поведение в природе. «Конкретное содержание экскурсий будет зависеть от местных условий. Можно рекомендовать посещение одного из следующих мест: очистные вооружения, лесопитомник, ботанический сад, экологическая тропа, зоопарк, краеведческий музей (если там имеется отдел охраны природы). Если таких возможностей нет, может быть проведена на местности отработка правил поведения в природе».
Флора и фауна помогают развернуть с детьми краеведческую и экологическую работу, провести наблюдения. Задача учителя не только раскрыть тему экскурсии и сделать ее интересной и увлекательной. Не менее важно вывести на природу дружный коллектив, который жаждет общения с природой, а не дикую ораву скучающих отроков, с гиканьем сметающих все на своем пути и относящихся к окружающему миру потребительски.
Итак, в зависимости от темы экскурсии, движение займет какое-то время, и его нужно точно рассчитать. Движение к цели можно поделить на несколько неизбежных периодов.
Во-первых, период просто хорошего поведения.
Во-вторых, марш по дороге. Идти лучше скучено, в ногу, с песнями. нельзя допускать отставания, забегания «на минутку» кудалибо.
И, в-третьих, путь по «вольной природе», перелеску, лес. Тут идти лучше в колонне по одному или по два, тихо, без криков и песен, прислушиваться к лесу, зорко смотреть по сторонам. Вначале будет, может быть, нелегко приучить ребят к такому поведению на природе. «Тонизируйте» их неожиданностями, засадами, вопросами о замеченном. Это поможет задать нужное настроение, создаст привычку идти по лесу «прилично».
Как использовать время движения? Можно ненавязчиво обращать внимание учащихся на характерные особенности окружающей природы. Или, к примеру, задержаться возле небольшой излучины реки, рассказать о её значении.
Каждая новая встреча с природой вызывает чувство радости и удивления. Мы, взрослые, в большинстве своём, уже поняли, что уничтожать природуэто всё равно, что рубить собственные корни. Наша задача — довести до ума и сердца малышей, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.