Разработка факультативных занятий по теме «четырехугольники»
Существенную роль на факультативных занятиях играет самостоятельная работа учащихся. Для формирования устойчивого интереса учащихся к изучению геометрии учителя считают важным обеспечить взаимосвязь (по содержанию) уроков и факультативных занятий. Один из эффективных приемов в этом плане и одна из целей факультативных курсов — непосредственное знакомство учащихся с новыми идеями и методами… Читать ещё >
Разработка факультативных занятий по теме «четырехугольники» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общее понятие о факультативном курсе
Факультативный курс — это необязательный учебный курс, предмет, изучаемый по желанию студентами вузов, учащимися средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ (старшие классы). Термин «факультативный» (от франц. facultatif и лат. facultasвозможность) означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор (напр., факультативный курс), действующий от случая к случаю. Согласно Педагогической энциклопедии, в современной школе факультативные курсы (темы) являются дополнением к основному объёму общеобразовательных знаний, который определяется учебным планом и программами, а факультативные занятия — это необязательные занятия, организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам в соответствии с желаниями и интересами учащихся.
Слово «факультативный» означает «необязательный». Название подчёркивает отличительную особенность этого вида учебной деятельности. Она связана с добровольным выбором учениками для углубленного изучения тех предметов, которые их более всего интересуют. Это сближает факультативные занятия с внеклассными формами познавательной деятельности, например, с предметными кружками.
Факультативные курсы — это также форма углубленного изучения одного из предметов по выбору учащихся, средство развития познавательных интересов школьников, их способностей, а также профессиональной ориентации учащихся.
В отличие от внеклассных занятий, факультативы проводятся по области программы, по расписанию, в рамках отведенного времени, с постоянным составом учащихся.
Как и уроки, факультативные занятия проводятся по утверждённым программам, на этих занятиях применяют общие с уроком методы обучения и формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Сходство с предметными кружками состоит в том, что факультатив, как и кружок, объединяет группу учащихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения. На факультативных занятиях применяются некоторые формы и методы, характерные для внеклассных занятий. Тем не менее учитель должен помнить, что факультативы не заменяют внеклассную работу по предмету. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательной работы в школе, факультативы могут дополняться внеклассными (кружковыми) занятиями, на которых учащиеся в ещё большей степени углубляют и расширяют свои знания и умения.
М.А. Прокофьев предлагает следующую классификацию факультативных курсов:
- 1. Курсы, углубляющие основной материал школы (т.е. систематические курсы);
- 2. Внепрограммные факультативные курсы (т.е. спецкурсы);
- 3. Факультативные курсы, ориентированные на применение знаний на практике (т.е. прикладные);
- 4. Межпредметные факультативные курсы;
- 5. Особая группа — кружки, секции, творческие объединения в домах пионеров.
Типы факультативных курсов:
- 1. Дополнительные главы и вопросы к основному курсу
- 2. Специальные курсы (спецкурсы)
- 3. Систематические курсы
- 4. Прикладные факультативные курсы
- 5. Факультативы повышенного уровня
- 6. Факультативные спецкурсы
- 6. Курсы, углубляющие основной материал школы (т.е. систематические курсы)
- 7. Внепрограммные факультативные курсы (т.е. спецкурсы);
- 8. Факультативные курсы, ориентированные на применение знаний на практике.
- 9. Межпредметные факультативные курсы
- 10. Кружки, секции, творческие объединения в домах пионеров
Перечень факультативных курсов в школе на каждый год утверждается педагогическим советом и объявляется учащимся.
Каждая из форм обучения — уроки и факультативные занятия — обладает собственной ценностью, имеет свои специфические задачи. Именно эти задачи должны определять «обратные» требования к каждому предыдущему звену цепи «уроки — внеклассная работа — факультативные занятия», например, с учетом пропедевтики, с учетом выполнения задач последующего звена (последующих звеньев — для уроков геометрии).
Существенную роль на факультативных занятиях играет самостоятельная работа учащихся. Для формирования устойчивого интереса учащихся к изучению геометрии учителя считают важным обеспечить взаимосвязь (по содержанию) уроков и факультативных занятий. Один из эффективных приемов в этом плане и одна из целей факультативных курсов — непосредственное знакомство учащихся с новыми идеями и методами в действии, с их применением к задачам, которые «программными» методами решаются гораздо сложнее.
Требования преемственности методов и средств обучения позволяют говорить о необходимости активной самостоятельной работы учащихся вообще на всех занятиях по геометрии. Главное — учителю следует стремиться, чтобы работа учащихся не ограничивалась лишь решением типовых задач и выполнением обычных упражнений, так как основная цель этих занятий заключается в развитии творческой инициативы школьников, их познавательных способностей, геометрического мышления.
Еще одна важная рекомендация: процесс обучения должен строиться как совместная исследовательская деятельность учащихся: геометрическая истина (определенное правило, теорема, свойство) не сообщается ученикам в «готовом» виде, а открывается ими самими. Процесс этот начинается с наблюдений, предположений, суждений (о возможном способе решения, о возможном содержании теоремы, правила), после чего следует проверка, поиски дедуктивного обоснования выводов, обобщение, анализ прикладных возможностей. Исследовательская или проблемная структура изучения геометрии удачно сочетается с развивающими целями обучения в ходе именно факультативных занятий. Не случайно эта структура органически сочетается с одновременным выполнением ряда «развивающих» требований — требований использования историко-математического материала, использования материала «занимательной» геометрии и других им подобных областей.
Интерес учащихся к изучению геометрии, базируясь на занимательности (в узком смысле слова), должен поддерживаться и другими средствами: привлечением историко-математического материала (с целью знакомства с прошлым и настоящим науки, а также ее перспективами), решением жизненных задач, связью с потребностями, выдвигаемыми практической деятельностью человека.
Итак, из всего сказанного можно выделить методические рекомендации по организации геометрических факультативов:
- 1. Обеспечивать взаимосвязь (по содержанию) уроков и факультативных занятий;
- 2. Соблюдать принцип единства в содержании факультативных занятий и различных разделов геометрии;
- 3. Активизировать самостоятельную работу учащихся;
- 4. Строить учебный процесс как совместную исследовательскую деятельность учащихся;
- 5. Использовать на факультативных занятиях системы ключевых задач по темам;
- 6. Использовать на факультативных занятиях историко-математический материал;
- 7. Соблюдать принципы занимательности занятий;
- 8. Организовывать проблемное изучение материала.
В различных учебниках изложение материала рассмотрено по-разному, по этому учителю нужно сочетать свою работу с материалом изложения на страницах других учебников.