Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Педагогическая функция колыбельной

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества считалки по силе эстетического воздействия на детей, по своей распространенности, по количеству произведений не знают себе равных. Большее или меньшее количество считалок знает каждый ребенок. Их этическая и эстетическая функция не вызывает сомнения. «В большинстве своем дети владеют искусством скандовки, — пишет М. Н… Читать ещё >

Педагогическая функция колыбельной (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во все века считалось, что нежная колыбельная песня просто успокаивает ребёнка, отвлекает его, потому он и погружается в сон. Оказалось, что это совсем не так — колыбельная песня вызывает в мозгу ребёнка напряженную аналитическую работу. А. Н. Мартынова указала связь жанра колыбельной песни с заговорами от бессонницы, но одно из отличий колыбельных от заговора заключается, по мнению автора, в том, что колыбельная имеет воспитательную функцию (Мартынова А.Н., 1996).

Одновременно с укачиванием опосредованно шло воспитание и расширение сознания ребёнка через колыбельную песню. Если кому-то пели в детстве колыбельные песни, то он, наверное помнит, как успокаивающе действовали на него их размеренный ритм, монотонная мелодия и наконец, просто звук родного голоса.

Научиться родной речи — процесс долгий и трудный. Мозг маленького человека должен запоминать слова, их значение и чередование в предложении. Именно колыбельные песни помогают в этом. Укачивая ребёнка, мать растягивает и акцентирует гласные. А это позволяет детям лучше усваивать фонетическую структуру речи, быстрее развивать языковые навыки. Колыбельная содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Баю — баю — баюшки Жил мужик на краешки Он ни беден ни богат У него семья ребят У него семья ребят Все по лавушкам сидят Все по лавушкам сидят Кашку с маслицем едят Кашка масленая Ложка крашеная Ложка гнётся Нос трясется Душа радуется.

Колыбельные формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей.

Висит колыбель На высоком крюку Крюк золотой Ремни бархатные Клечки витые Крюки золотые.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.

Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.

При помощи считалок дети распределяют роли для игры или устанавливают очередь для начала игры. В. П. Аникин выделял две главные особенности считалок:

  • 1) В основе большинства считалок лежит счет;
  • 2) Считалки поражают нагромождением бессмысленных слов;

Г. С. Виноградов, рассматривая возможные способы классификации, приходит к выводу, что «едва ли не единственным твердым основанием классификации остается словарный состав описываемых произведений» .

Таким образом, он выделил три группы считалок:

  • 1) Считалки — числовки, содержащие счетные слова;
  • 2) Заумные считалки, состоящие целиком или частично из зауми;
  • 3) Считалки — заменки, не содержащие в себе ни счетных, ни заумных слов.

М.Н. Мельников классифицировал считалки по признаку единства поэтики, в первую очередь композиции:

  • 1) Заумные считалки, в основе композиционного построения которых лежит звуко-ритмический принцип;
  • 2) Сюжетные считалки, которые имеют повествовательное или драматическое развитие сюжета;
  • 3) Кумулятивные считалки имеют накопление, объединение образов без видимой логической необходимости.

В наши дни считалки остаются весьма популярными, обогащается их содержание, совершенствуется поэтика.

Считалка способствует выработке таких необходимых качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (этическая функция), доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце (эстетическая функция). Как было сказано выше, считалка несет эстетическую и этическую функцию, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.

Считалки способствуют формированию мировоззрения детей и полнее других жанров отражают процесс его становления. В наши дни считалки остаются весьма популярными, они являются богатым и развивающим жанром детского фольклора.

Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества считалки по силе эстетического воздействия на детей, по своей распространенности, по количеству произведений не знают себе равных. Большее или меньшее количество считалок знает каждый ребенок. Их этическая и эстетическая функция не вызывает сомнения. «В большинстве своем дети владеют искусством скандовки, — пишет М. Н. Мельников, — особым родом декламации с обязательным выделением каждой стопы ударением» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой