Введение.
Особенности дифференцированного обучения младших школьников на уроках технологии
Рассмотреть всевозможные варианты разделения детей на группы по каким-либо психологическим особенностям для работы на уроках технологии, в современной школе; Положением ФГОС НОО: «Начальное образование должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и образовательного развития». Исходя из этого, сформировалась проблема исследования: каковы особенности… Читать ещё >
Введение. Особенности дифференцированного обучения младших школьников на уроках технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности.
Необходимо создать определенные условия, для того чтобы у каждого каждый учащегося была возможность полноценно реализовать себя, свои индивидуальные особенности.
Каждый класс состоит из учащихся с абсолютно разным развитием и степенью подготовленности. Им свойственно разное отношение к учению и разные интересы. Чаще всего учителю необходимо вести обучение, опираясь на средний уровень развития и обученности детей. Это всегда приводит к тому, что «сильные» ученики неестественно сдерживаются в своем развитии, теряя при этом интерес к учению, а «слабые» вынуждены существовать в качестве отстающих. Учащиеся, относящиеся к «средним», также являются разными, имея с различные интересы и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления и памяти. Следовательно, необходимо сделать так, чтобы каждый из учащихся работал в полноту своих сил. Стоит отметить, что ребенку необходимо чувствовать уверенность в себе, ощущение радости от учебного процесса.
Для этого учебный процесс следует строить, основываясь на принцип индивидуального подхода.
Одним из путей индивидуального подхода является — дифференциация обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность чаще всего является характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход называется дифференцированным. Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися. [4, с. 560].
Основы дифференцированного подхода были заложены в работах: И. С. Якиманской, П. П. Блонского, Б. М. Теплова, И. И. Резвицкого.
Основателями понятия «дифференцированный подход» в обучении являются К. Рождерса, В. Фракля, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля. Это понятие впервые появилось за рубежом в начале 20 века.
В настоящее время ряд ученых как Е. В. Бондаревская, Н. Н. Алексеев, Д. А. Белухин, И. Д. Демакова, А. М. Кушнир и многие другие исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении. [17, c.400].
Актуальность дифференциации учебного процесса обусловлена:
- 1. Положением ФГОС НОО: «Начальное образование должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и образовательного развития» [48].
- 2. Конвенцией о правах ребенка: «Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности» [26].
Каждому периоду свойственны характерные особенности, свои изменения в развитие и поведение ребенка.
Разумно организованное воспитание должно адаптироваться к возрастным особенностям. С возрастом изменяются отношения растущей личности к учению, к самому себе, к находящейся вокруг реальности. Меняются потребности, интересы, убеждения человека, а также изменяются его взгляды на жизнь, отношения ко всему окружающему миру и к самому себе. Проигнорировав либо отрицая природные ступени развития — в любом случае приведет к ложному утверждению, а так же к возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания, навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей методики.
Исходя из этого, сформировалась проблема исследования: каковы особенности дифференцированного обучения младших школьников на уроках технологии?
Решение данной проблемы так же является целью исследования.
Объект исследования: деятельность младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследован ия : процесс организации дифференцированного обучения младших школьников на уроках технологии.
Задачи исследован ия:
рассмотреть проблему периодизации психического развития;
рассмотреть подходы известных психологов к периодизации и способам ее построения;
наложить состояние ребенка в данные периоды его развития на его работоспособность на уроках технологии;
рассмотреть всевозможные варианты разделения детей на группы по каким-либо психологическим особенностям для работы на уроках технологии, в современной школе;
проанализировать сработает ли метод разделения детей по группам на уроках технологии в начальной школе.
Для решения задач использовались следующие методы:
- — Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- — эмпирические (практические):
- — тестирование детей на выявление психических нарушений
- — работа с учащимися (беседа, наблюдение, сравнение, тестирование);
- — коллективная и индивидуальная работа учащихся;
- — анализ результатов творческой работы учащихся
Экспериментальной базой являлось Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» .
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Первая глава посвящена теоретическим основам дифференцированного обучения. Во второй главе будет рассмотрено применение дифференцированного обучения на практике и представлен анализ проведенной работы.