Исследование учительского отношения и готовности к внедрению мобильного обучения
По итогам анкетирования учителей можно констатировать, что МО реализуется в репетиторской практике молодыми педагогами вдвое чаще по сравнению с коллегами, преподающими в общеобразовательных школах. Это связано с некоторыми ограничениями классно-урочной системы. Общее учительское отношение к мобильным приложениям можно охарактеризовать как положительное, потому что, по словам преподавателей, все… Читать ещё >
Исследование учительского отношения и готовности к внедрению мобильного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Готовность преподавателей осуществлять обучение на основе мобильных технологий и соответствующий уровень ИКТ-компетентности учителей выступают необходимыми условиями успешной реализации МО. [40, с. 16] Поэтому в период с 21.09. по 16.11.2015 нами было проведено анкетирование педагогов, с целью выяснить их отношение и готовность к мобильному подходу в обучении английскому языку подростков. В опросе, содержащем 26 вопросов, приняли участие российские учителя средних и старших классов (8−11 класс) общеобразовательных и частных школ. В выборку также входили преподаватели языковых школ и частные репетиторы, количеством 20 человек.
Не претендуя на масштабность и категоричное обобщение полученных выводов, этот своеобразный исследовательский срез представляется вполне репрезентативным мнением педагогического сообщества. Он позволил посмотреть на ситуацию с МО изнутри и выяснить: на каком этапе внедрения мобильных приложений в процесс обучения сейчас находится российская школа (на примере предмета «Английский язык»), каким учителям нравится использовать приложения, как часто и для каких целей они ими пользуются, какие программы применяют учителя и советуют своим воспитанникам, какие риски и ограничения возникают на пути учителей-сторонников МО, каковы пути их преодоления. Кроме того, учителя определили перечень принципов и условий, которые следует учитывать разработчикам при проектировании обучающего мобильного сервиса.
Приступая к исследованию, мы ставили перед собой ряд вопросов, например: «Зависит ли желание и готовность учителя использовать мобильные программы в преподавательской деятельности от его возраста/ педагогического стажа/пола?» Предполагалось, что молодые учителя (опыт работы — до 10 лет, доля в нашей выборке — 60% от общего числа респондентов) склонны чаще использовать мобильные технологии в обучении. Результаты показали, что 45% опрошенных учителей используют мобильные приложения в обучающих целях. При этом, наше предположение подтвердилось: чаще всего приложениями пользуются учителя молодого возраста (30%). Среди учителей, педагогический стаж которых 10 лет и более, этот показатель оказался вдвое меньше. На наш взгляд, такая тенденция является вполне закономерной, не только с точки зрения лучшей «технической подкованности» молодого поколения, а скорее с позиции того, что они более открыты к экспериментальным методам преподавания. От пола учителя стремление использовать мобильные программы не зависит.
Ровно четверть ответивших учителей совершенно не знакомы с мобильными приложениями и поэтому не могут ничего порекомендовать своим ученикам. Абсолютно ожидаемым оказался ответ 30% респондентов по поводу удобства использования оффлайновых словарей на мобильных телефонах. В общем списке были названы преимущественно лексико — грамматические мобильные программы: Lingualeo, Duolingo, Get Ready for IELTS series, Learnist, the phrasal verbs machine (Cambridge), English idioms, 6 minute English (British council), Podcasts, Johnny grammar, Great videos, Elevate, TED, Words, Lingvo Live, Englishtown, BBC learning, Memrise, Mindsnacks, FluentU. Полученные данные совпадают с сегодняшней ситуацией на рынке приложений, где в категории «обучающие английскому языку» преобладают словари и лексико — грамматические сервисы.
Следующий вопрос, который нас интересовал: «Зависит ли использование приложений в обучении от места работы учителя?» Мы учли, что 35% учителей указали более одного места работы, что может привести к некоторой погрешности в результатах. Остальные исходные данные представляются таковыми: 35% опрошенных назвали своим основным местом работы общеобразовательную школу, 40% — языковую или частную школу, а 5% являются частными репетиторами. В ракурсе рассмотрения данного вопроса, мы предполагали, что программы языковых и частных школ и домашних тьюторов более гибкие и индивидуализированные, чем школьные, поэтому учителя вне массовой общеобразовательной школы имеют больший диапазон возможностей и свободы при выборе методов обучения. Кроме того, классно-урочная система выдвигает жесткие требования к временному лимиту, рассчитанному исключительно на освоение основной образовательной программы. Обозначенную гипотезу подтверждают полученные данные: процент школьных учителей, которые используют мобильный подход на своих уроках вдвое меньше, чем среди остальных категорий педагогов.
Опираясь на материалы исследования о применении геймифицированного подхода, в частности, использования цифровых игр в обучении, выполненного американскими аналитиками из независимой лаборатории исследования цифровых медиа в образовании Joan Ganz Cooney Center осенью 2013 г., мы разделили оставшиеся вопросы на 6 блоков: личное использование, преподавание, комфорт, барьеры, поддержка, ресурсы.
- 1. Личное использование. Перед тем как рекомендовать ученикам какие-то приложения, логично сначала самому с ними детально ознакомиться. Большинство опрошенных учителей (65%) так или иначе, сталкивались в своей жизни с мобильными программами, при этом 20% использовали их «между делом», чтобы убить время (в транспорте, в очереди и т. д.). Важно, что 10% хоть и пробовали работать с мобильными приложениями, в итоге высказались об их неэффективности в учебном процессе.
- 2. Преподавание. Очевидно, что психологическая готовность и желание учителей использовать мобильные приложения в рамках школьной системы обучения определяет дальнейший сценарий выбора методических инструментов. Поэтому только носитель мобильной философии и практики обучения, т. е. педагог, который уверен в необходимости и эффективности мобильных обучающих программ, сможет полноценно реализовать такой подход. Среди опрошенных нами учителей таких оказалось 75%, что в целом позволяет говорить о положительной динамике учительского отношения к МО. Кроме того, 65% учителей верят в то, что использование мобильных приложений способно изменить в лучшую сторону процесс преподавания английского языка в школе. Около 25% респондентов считают, что за время использования мобильных приложений улучшилось взаимодействие между учениками, а еще 15% отметили увеличение концентрации внимания. Однако, 5% не согласны с предыдущим мнением, выбрав вариант «уменьшилась концентрация внимания». Возможно, это как-то связано с клиповым мышлением современной молодежи. Некоторые положительные изменения были заявлены самими учителями: результат обучения заметно повысился, повысилась бы мотивация (2), повышение интереса (3), появилась бы некоторая новизна. Но с другой стороны, опасения тоже были высказаны: учитель получил бы дополнительную нагрузку, взаимодействие и количество конфликтов в группе значительно не изменилось бы.
Что касается частотности «мобильных занятий», оптимальным решением можно считать от 2 до 4 раз в неделю. Этот вариант отметили 40% учителей. Напомним, что результаты анкетирования учеников показали, что большинство ребят используют обучающие приложения 2−4 раза в неделю. Мнения учащихся совпали с учительскими и в вопросе о целях и задачах, в которых приложения могли бы стать незаменимыми помощниками. Среди учителей бесспорным лидером стал вариант «для закрепления пройденного материала» (75%). Чуть менее половины учеников тоже поддержали этот вариант ответа (49,1%). Второе место (по 70%) разделили «повышение мотивации» и «ознакомление с дополнительным материалом» .
Далее учителям была предложена возможность смоделировать ситуацию, ответив на вопрос: " Как бы вы организовали работу с приложениями на уроке?" . Несмотря на то, что использование гаджетов больше рассчитано на самостоятельную работу, так или иначе, 55% опрошенных постарались бы превратить работу с мобильными приложениями в социальный процесс. На наш взгляд, это немаловажный фактор, т. к. подростковый возраст выдвигает на первое место общение (в первую очередь, со сверстниками) и социальное взаимодействие.
- 3. Комфорт. Проблема комфорта при использовании МО для 100% преподавателей не стоит. Кроме того, лишь 5% учителей против того, чтобы их ученики использовали во время урока словари и другие справочные материалы на мобильных устройствах.
- 4. Барьеры. Наиболее существенным барьером для полноценного внедрения МО на уроках английского языка в российской школе, по мнению 40% учителей, является недостаточная техническая оснащенность. На втором месте (30%) — высокая стоимость мобильных устройств и самих приложений. Замыкает тройку лидеров нехватка методических ресурсов (25%) и далее, консерватизм самих учителей — 20%. Нам представляется весьма необъективным мнение учителей о технической оснащенности, ведь как показало проведенное среди подростков анкетирование, 99,1% обладают минимум одним мобильным устройством, причем чаще всего это мобильный телефон, который они всегда носят с собой. Этот факт позволяет отбросить и вопрос о недоступной ценовой политике мобильных гаджетов. Опираясь на представленный в этой главе анализ мобильных ресурсов, можем утверждать, что достаточное количество приложений являются бесплатными. Поэтому мы считаем, что основными трудностями, которые препятствуют внедрению МО со стороны учителей, являются преграды, связанные с личным нежеланием переходить на новые педагогические методы, недостатком технических знаний и отсутствием методической помощи для освоения приемов работы с мобильными приложениями.
- 5. Получаемая поддержка. Еще одной положительной предпосылкой для внедрения МО оказалась высокая степень поддержки со стороны администрации учебного заведения. 70% учителей отметили, что такие методы скорее будут одобрены, и еще 10% уверены, что администрация точно одобрит мобильные приложения в процессе обучения английскому языку. Такой же процент ответивших учителей придерживается мнения, что руководители будут против мобильных программ. Однако этот критерий представляется не столь значительным, т.к. в ситуации неодобрения со стороны администрации 35% всё равно продолжили бы применять МО, при условии, что произошел бы рост мотивации и уровня знаний учеников. В конечном итоге, получаем 80% учителей, которые считают, что получат поддержку со стороны своего начальства. Мы предполагаем, что поддержка директоров образовательных учреждений способствует скорейшему продвижению инновационных технологий и является обязательным условием для комфортной работы педагогов.
- 6. Ресурсы для развития. Некоторые учителя занимаются самообразованием, однако мало кто из них принимает участие в специальных обучающих программах. Если они участвуют в курсах повышения квалификации, то речь там, как правило, идет об использовании интерактивных досок и других электронных инструментах. Тем не менее, 70% преподавателей хотели бы овладеть методикой работы с обучающими мобильными приложениями, еще 15% ответили «возможно». Лишь 10% выразили категорическое нежелание. Один из ответов (5%) звучал так: «При наличии действительно хорошего приложения я и сама разберусь с методикой». Последнее утверждение красноречиво доказывает тот факт, что не стоит недооценивать учителей. Однако методическая поддержка и выработанная стратегия использования того или иного приложения будет необходимым подспорьем в процессе внедрения МО.
Более половины участников опроса (60%) полагают, что современный урок (с использованием интерактивной доски, компьютеров и мобильных приложений) является более познавательным и мотивирующим, чем традиционный (с использованием лишь доски, мела и учебника). Парадоксально, но лишь 20% учителей проводят такие современные уроки. Половина педагогов от общего числа участников анкетирования видит смысл в профессиональном совмещении традиций с современными элементами, получая при этом комбинированный урок. Оставшиеся 30% учителей — приверженцы классических уроков. Феномен комбинированного урока вполне закономерное явление, которое позволяет нам утверждать, что учителя находятся в фазе «переходного периода» от традиционных к современным урокам. Им просто нужно дать время адаптироваться к мобильным девайсам, убедить в наличии дидактического потенциала мобильных программ, обеспечить методической помощью. И возможно тогда, в скором времени использование мобильных приложений будет полноценным методом обучения иностранному языку.
При разработке прототипа мобильного приложения (см. Глава 3) были использованы данные, полученные в ходе проведенного анкетирования. С помощью контент-анализа мы подсчитали количество упоминаний того или иного принципа, который следует учитывать разработчикам при конструировании мобильного приложения. Согласно полученным данным, педагоги считают самым важным реализацию принципов активности и доступности в структуре дидактоцентричного мобильного приложения. В рейтинге учительских высказываний на предмет неметодических принципов преобладали технические условия: кроссплатформенность (доступность на всех основных мобильных ОС), невысокие требования к мобильным устройствам (2), безопасность.
Почти две трети опрошенных (60%) считают, что отдельное приложение лучше общего с методической точки зрения. Самыми эффективными преподаватели назвали приложения, направленные на совершенствование лексики (90%), грамматики (65%). Первостепенными факторами при выборе мобильного приложения для обучения английскому, по мнению респондентов, являются простота и удобство в использовании (90%), высокая степень интерактивности / мультимедийности (65%), богатый функционал (55%).
По итогам анкетирования учителей можно констатировать, что МО реализуется в репетиторской практике молодыми педагогами вдвое чаще по сравнению с коллегами, преподающими в общеобразовательных школах. Это связано с некоторыми ограничениями классно-урочной системы. Общее учительское отношение к мобильным приложениям можно охарактеризовать как положительное, потому что, по словам преподавателей, все они будут комфортно себя чувствовать и получат поддержку руководства, применяя мобильную методику. Большинство респондентов выразили желание овладеть методами работы с мобильными программами, т.к. считают их подходящими инструментами на этапе повторения и закрепления материала, и в целом полагают, что МО способно значительно скорректировать педагогический процесс. Мобильное приложение также является средством, влияющим на внутренние мотивы подростка изучать английский язык. Тем не менее, в аспекте заявленной гипотезы, выяснилось, что недостаток методических ресурсов и технических знаний по работе с приложениями, а также консерватизм педагогов обуславливают неготовность перехода на мобильные методы обучения. Принципы активности и доступности являются основополагающими в структуре мобильного обучающего сервиса, по мнению опрошенных педагогов. Проектируя образовательный ресурс по английскому языку, учителя советуют делать его максимально простым, удобным, интерактивным и функциональным. При этом отмечено, что популярны будут приложения, направленные на решение лексико-грамматических трудностей, несмотря на преобладание таких программ в медиа магазинах. Проводя современные и комбинированные уроки несколько раз в неделю, сами учителя чаще всего используют именно этот тип приложений, наряду с привычными словарями в мобильных телефонах.