Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Организационно-методическое обеспечение процесса воспитания детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью человека в области воспитания и обучения. Отсюда следует, что педагогический менеджмент — это научно организованное управление со своеобразной иерархией: руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых. Поэтому управление может осуществляться по различным моделям. Интегральная модель есть модель… Читать ещё >

Организационно-методическое обеспечение процесса воспитания детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие управления и педагогического менеджмента

Необходима цель стране и человеку.

Минуте, дню и веку необходима цель.

Б. Слуцкий

Менеджмент — совокупность принципов, методов, средств и форм управления, т. е. искусство управления. В научной литературе существует множество различных классификационных схем функционального состава управления. В работах В. Г. Афанасьева, А. И. Китова, Ю. А. Конаржевского, Б. Ф. Ломова, П. И. Третьякова и др. выделяются следующие виды управленческой деятельности: постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль, регулирование (или коррекция). Этих составляющих для эффективного управления в новых социально-экономических условиях недостаточно. В условиях перестройки структур управления в нашей стране необходимо с особым вниманием отнестись к менеджменту — управленческому опыту развитых стран мира.

Понятие «менеджмент» имеет несколько определений (английский, американский, немецкий варианты); если следовать последнему, то это «такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнить поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем»[1].

Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления:

  • • организация, иерархия управления, где основное средство — воздействие на человека сверху;
  • • культура управления, т. е. вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения;
  • • рынок, рыночные отношения, т. е. основанные на купле-продаже продукции и услуг.

В социальных и экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных инструментов отдается предпочтение.

Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью человека в области воспитания и обучения. Отсюда следует, что педагогический менеджмент — это научно организованное управление со своеобразной иерархией: руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых. Поэтому управление может осуществляться по различным моделям. Интегральная модель есть модель, где первый уровень — это управление деятельностью педколлектива, второй — управление деятельностью учащихся (Л. Фишман). Но управление может носить и дифференцированный двухуровневый характер: управление деятельностью педагога и управление деятельностью обучаемого.

Поскольку на современном этапе высшей ценностью педагогического процесса признается развитие личности обучающегося и творчество каждого педагога, вторую модель считают в управлении базовой.

Всякое подлинное научное управление невозможно без основополагающих принципов. В исследованиях В. П. Симонова выделены следующие принципы педагогического менеджмента:

  • целеполагание как основа планирования, организации и контроля всей деятельности менеджером любого уровня управления;
  • целенаправленность управления (умение ставить цели с учетом реальности, социальной значимости и перспективности);
  • кооперация и разделение управленческого труда, т. е. опора на коллективное творчество и разум;
  • функциональный подход — постоянное обновление, уточнение и конкретизация функций исполнителей;
  • комплексность — не только определение цели и задачи, но и организация выполнения принятых решений, периодический контроль, координация деятельности;
  • • систематическое самосовершенствование педагогического менеджмента на всех уровнях управления.

Функции педагогического менеджмента, по определению В. П. Симонова, — это «особые виды действий субъекта менеджмента с информацией». Информация необходима для управления, она является предлогом, а также продуктом деятельности всего менеджмента. Выделяют следующие функции менеджмента:

  • • принятие решения (распоряжения, приказы, рекомендации и т. д.);
  • • организация выполнения принятых решений (материальнотехническое обеспечение, согласование, учет потребностей личности исполнителя);
  • • предварительный, текущий итоговый контроль (учет результатов, анализ и оценка эффективности).

Все функции в педагогическом менеджменте носят комплексный характер и имеют завершенный цикл. Дополнение функционального состава такими функциями менеджмента, как мотивация, стимулирование, представляются особенно актуальными в связи с повышением роли субъективного фактора человеческой деятельности.

  • [1] Симонов В. П. Педагогический менеджмент. — М., 1977. — С. 48.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой