Введение.
Педагогическая концепция детского коллектива
Коллектив во многом определяет отношение школьника к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственнее. В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости… Читать ещё >
Введение. Педагогическая концепция детского коллектива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На протяжении всего развития отечественной школы, школьный класс и классный коллектив рассматривались как явления идентичные. Хотя хорошо известно, что коллективами становятся не все классы. Специальное исследование А. Г. Кирпичника, проведенное в 1980 году, показало, что только 4% классных групп могут быть отнесены к коллективу. Сегодня таких классов, по проведенным исследованиям Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. Б. А. Караковского, только 2.5%. По мнению Л. И. Новиковой, причиной этого является дискредитация самого понятия «коллектив» и слабая подготовка педагогов к работе с любой детской общностью, в том числе и с коллективом. Коллектив необходим и детям, и педагогам сегодняшней школы: ведь в ней воспитываются не только и не столько ученики — «пятерочники», «троечники» и «двоечники» , — а интеллектуалы, эрудиты, умельцы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других, будущие защитники Родины.
Коллектив во многом определяет отношение школьника к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственнее. В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости и одаренности его членов.
В.А Сухомлинский писал, что духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Человек много черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного духовно богатого мира составляющих его людей.
Главная цель коллектива — воспитание личности. Правильно развивающийся коллектив создает условия для формирования личности, совершенствования ее качеств, развития способностей и дарований. Он учитывает потребности и интересы личности, ее индивидуальные особенности.
Очевидно, что если в группе не учитываются индивидуальные потребности и возможности личности, то ее не правомерно рассматривать как коллектив.
Проблема коллектива встаем перед учителем с того момента, как дети приходят в первый класс. К учителю ученики приходят совершенно не подготовленные к совместной деятельности. И перед педагогом стоит задача увидеть в детях потенциальный коллектив и создать условия, в которых диффузная группа учащихся класса переросла в коллектив.
Вопросами воспитательного потенциала коллектива, его признаками, условиями, способствующими становлению и сплочению коллектива, занимались многие педагоги — Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Т. К. Конникова. И. П. Иванов, Л. И. Новикова и другие, но и на сегодняшний день проблема становления первичного школьного коллектива достаточно актуальна.
Объект исследования: первичное становление и сплочение коллектива младших школьников.
Предмет исследования: ученический коллектив.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить теоретические аспекты первичного становления школьного коллектива в педагогических и методологических исследованиях, и определить методические подходы к организации работы по сплочению коллектива.
Задачи исследования:
- 1. Изучить педагогическую литературу по данной теме.
- 2. Рассмотреть признаки и структуру детского коллектива.
- 3. Рассмотреть пути сплочения школьного коллектива.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.