Ход мероприятия.
Формирование интереса к изучению русского языка и литературы во внеурочной работе
Ведущий. А вот что мы прочитали у М. Ю. Лермонтова: «В порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места». А ведь великий поэт был боевым офицером, бывал в боях, в солдатской среде… Ф. М. Вольтер говорил: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить». Кому из вас хорошие книги помогли или помогают развивать речь? Надо ли, по-вашему. Много читать… Читать ещё >
Ход мероприятия. Формирование интереса к изучению русского языка и литературы во внеурочной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Во время беседы звучат стихи А. Ахматовой, С.Есенина. А. Блока, песни бардов.
Вступительное слово учителя.
Весь мир с огромным уважением относится к русскому языку, к русской культуре. А было время, страшное, трагическое, когда мы могли лишиться самого главного — права говорить на своем родном языке. В годы Великой Отечественной войны наши отцы и деды отстояли не только родную землю, но и наше национальное достояние — родную речь. Об этом стихи А. А. Ахматовой.
Звучит стихотворение А. Ахматовой «Мужество» .
Ведущий. «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…» Так решили мы назвать нашу встречу.
- — Как понимаете вы эти слова? Что значит «сохранить речь» ?
- — Один великий сказал: «Язык — это жизнь нации». Как вы это понимаете?
- — «Русский язык — язык, созданный для поэзии». Чтобы осознать смысл этого высказывания Проспера Мериме, послушаем стихотворения наших выдающихся поэтов.
Ученики читают стихи С. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой, М. Цветаевой и др.
- -Ф.М. Вольтер говорил: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить». Кому из вас хорошие книги помогли или помогают развивать речь? Надо ли, по-вашему. Много читать?
- -Великий Гете писал: «К несчастью, мы забываем, что и на родном языке часто пишут так, словно он — иностранный». Послушайте выдержки из школьных сочинений…
- -Ни для кого не секрет. Что в настоящее время наша речь засоряется страшной бранью, пошлыми выражениями. Это можно услышать не только у пивного ларька, в пьяном обществе, но и в электричке, в школьных коридорах и даже с экранов телевизоров.
Сравните два эпизода.
Кадр из к/ф «А зори здесь тихие…» Сцена в лесу. Васков и Соня Гурвич.
" Васков. Родители еврейской нации?
Соня. Естественно.
Васков. Естественно… Ах, едрит…
Соня. Вы ругаться хотели? Ругайтесь. Я привыкла" .
Ведущий: Лес. Война. Васков — человек военный, необразованный. Их с Соней никто не слышит. Но он пытается сдерживаться и не произносит неприличных слов. Почему?
Посмотрите другой эпизод из общеизвестной и очень популярной телепередачи «Камеди клаб» (Эпизод без матерных слов).
— Как вы к этому относитесь? Что, по-вашему, происходит в нашем обществе?
Ведущий. А вот что мы прочитали у М. Ю. Лермонтова: «В порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места». А ведь великий поэт был боевым офицером, бывал в боях, в солдатской среде…
Подводя итог беседе, сделаем вывод: языкэто своего рода визитная карточка. По речи можно судить не только о принадлежности человека к той или иной нации, но и о его воспитанности, образованности, о его принадлежности к тому или иному слою общества. Необходимо следить за своей речью, так как язык — это великое достояние народа, и то, что мы сегодня имеем возможность свободно говорить на русском языке, — это беспримерная заслуга наших дедов, отстоявших независимость страны.
(Звучит песня О. Митяева «Как здорово…»).
школьник русский язык литература.