Форма организации работы с детьми в Монтессори группе
Естественно, что сам учитель должен хорошо владеть материалом, с которым работают дети, уметь правильно обращаться с ним. Далее он должен заботиться о том, чтобы ребенок мог постоянно делать свои собственные открытия. На этих уроках дети узнают правила, которым они должны следовать в группе. Подобные уроки важны для формирования привычек и приобретение свободы действий, так как дети знают как… Читать ещё >
Форма организации работы с детьми в Монтессори группе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ребенок в основном индивидуально приступает к работе. Учитель должен владеть общей ситуацией во всей группе (распределенное внимание). Организация жизни детей в группе предполагает определение правил, которые максимально стимулируют проявления самостоятельности и индивидуальное развитие ребенка. Правила должны соблюдаться всеми детьми. Роль учителя сводится к наблюдению. На этой основе он оказывает детям помощь, необходимую им для дальнейшего развития. Учитель следит за тем, чтобы ребенок, в зависимости от уровня своего развития, правильно выбирал материалы.
Учитель может также стимулировать деятельность ребенка с помощью ознакомления его с новым содержанием или с новым материалом. Знакомство с новым материалом проходит в форме индивидуального урока. В рамках этого урока ребенок видит, как нужно обходиться с тем или иным материалом. Целью такого урока является побуждение ребенка к действию.
Возможно вмешательство учителя в случае, когда ребенок выполняет работу, соответствующую уровню его развития. Здесь речь идет о дальнейшей помощи ребенку с тем, чтобы благодаря процессу усвоения, ребенок достиг более высокого уровня развития.
Естественно, что сам учитель должен хорошо владеть материалом, с которым работают дети, уметь правильно обращаться с ним. Далее он должен заботиться о том, чтобы ребенок мог постоянно делать свои собственные открытия.
Помимо работы в малых группах имеются также упражнения, проводимые со всеми (или почти со всеми) детьми одновременно. Целью общих уроков является развитие и стимулирование самостоятельности детей. Общие уроки способствуют ориентации детей в окружающей обстановке и их адаптация к повседневной жизни.
На этих уроках дети узнают правила, которым они должны следовать в группе. Подобные уроки важны для формирования привычек и приобретение свободы действий, так как дети знают как себя вести и чего от них ожидают.
Педагог наблюдает за самостоятельным применением правил детьми, с соответствием их обстановке. Если замечает ошибку, упражнения общих уроков повторяются.
Общий урок делится на три периода:
Педагог ясно и четко демонстрирует действия, употребляя как можно меньше слов, концентрируя внимание детей на действиях.
Несколько детей повторяют действия учителя.
3) Учитель дает краткую формулировку действий.
В большинстве случаев такой урок проводится со всей группой, иногда с подгруппой детей.
Еще одна форма работы с детьми — трехступенчатый урок.
Основной целью такого урока является запоминание названий предметов, новых понятий и терминов, обогащение активного словаря ребенка, дает ребенку новые знания, расширение представлений об окружающей среде. Урок строится на основе работы с Монтессори материалами. Знания, приобретенные во время работы с материалами, будут применяться ребенком в его ближайшем окружении. Постепенно, приобретая опыт, ребенок сможет устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями.
В ходе урока, как правило, вводят два-три новых понятия.
На первой ступени ;
Учитель устанавливает связь между предметом и его название.
Учитель указывает на предмет и четко произносит его название (свойство или количество) говоря: «Это … «. Желательно повторить новые термины несколько раз, привлекая не только слуховое, но и, если это возможно, зрительное, тактильное, «стереогностическое» восприятие ребенка.
В ходе трехступенчатого урока учитель не дает пространных объяснений.
На второй ступени ;
Учитель дает ребенку задание типа: «Дай мне … «, «Покажи мне … «.
Заданий должно быть достаточно много, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия. Используемые предметы несколько раз перемешивают.
1 и 2 ступени служат для формирования пассивного словаря ребенка.
На третьей ступени ;
Учитель указывает на предмет и спрашивает: «Что это … ?» Ребенок называет предмет, таким образом, расширяет свой активный словарь. Эти вопросы также следует повторить несколько раз, перемешивая предметы.
Применяются также игры с материалом. Эти игры предлагаются для того, чтобы:
- · используя общий интерес группы (волна активности), совместно повторить упражнение;
- · заново привлечь внимание к определенному материалу;
- · повторить отдельные понятия.
В большинстве случаев игра с материалом предлагается всей группе, но иногда ее можно проводить отдельно и в маленькой группе. Учитель дает краткое и четкое разъяснение, при необходимости — по частям, после чего дети выполняют игру как можно более самостоятельно. Игра повторяется два или три раза при наличии у детей заинтересованности.
Существуют также ежедневные «беседы в кругу» с обсуждением прошедших выходных, грядущих праздников, тем, посвященных временам года, жизни животных и растений, чтение вслух, разучивание народных детских игр, стихов и песенок, отгадывание загадок — то есть все то, что относится к живой жизни детей в детском саду.