Сущность и принципы рефлексивного управления образовательной организацией
Рефлексивное управление создает общие управленческие правила для всех участников образовательной среды, единые подходы к диагностике и самодиагностике достигаемого результата. Его активное внедрение укоренит ценностные отношения человека к жизненным приоритетам и сформирует его привлекательный нравственно устойчивый образ. Этот тип управления обеспечивает более совершенную форму координации… Читать ещё >
Сущность и принципы рефлексивного управления образовательной организацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рефлексивное управление образовательной организацией призвано утвердить нравственную нормативность педагогической среды через собственные позитивные ощущения каждого ее участника.
Обеспечение условий активизации природных процедур рефлексивной саморегуляции и саморазвития учащихся делает востребованным рефлексивное управление образовательной организацией. Если регулятивные процессы рефлексивного самообразования, самовоспитания и самодиагностики учения не будут поддерживаться рефлексивным управлением на всех уровнях образовательной организации, они станут малоэффективными, а реформирование системы общего образования — фрагментарным и малопродуктивным.
Рефлексивное управление — это управление педагогическими процессами, действиями учителя и учащихся с помощью рефлексии, которая признается ведущим средством саморегуляции, формирующим рефлексивное мышление автономно действующего и саморазвивающегося человека.
Психологической сущностью рефлексивного управления и рефлексивного мышления является побуждение собственной активности человека в понимаемой необходимости саморазвития жизненной энергии и видения путей его достижения. Этот тип управления качеством работы образовательной организации предполагает высокую рефлексивную культуру ее руководителей и учителей, которая признается частью профессиональной культуры. Осуществление рефлексивного управления — это признак талантливого руководителя и учителя, стремящегося к повышению культуры отношений и силы проникновения управленческих решений во внутреннюю сферу действий человека для стимулирования его саморазвития.
Рефлексивное управление признается универсальным способом внедрения новаций. В период реформирования системы общего образования потребность в рефлексивном управлении усиливается, так как обостряется необходимость осознания сложившихся способов управления и освобождения от непродуктивных управленческих действий путем их переосмысления и замены в процессе рефлексии продуктивными действиями.
Перспективный тип управления возможен только в управлении взаимодействующими на нравственных принципах субъектами, воссоздающими образ человека, способного осмысливать управленческие действия и последовательно совершенствовать их, понимая свое место в управленческой структуре и содержание допустимых для него управленческих решений и действий.
Этот тип управления обеспечивает более совершенную форму координации действий ее участников, которая предполагает горизонтальные и вертикальные субъект-субъектные отношения, отказ от властного подчинения сотрудников, утверждение публичности, предсказуемости и прозрачности принимаемых решений.
Рефлексивное управление создает общие управленческие правила для всех участников образовательной среды, единые подходы к диагностике и самодиагностике достигаемого результата. Его активное внедрение укоренит ценностные отношения человека к жизненным приоритетам и сформирует его привлекательный нравственно устойчивый образ.
Внедрение новой идеологии рефлексивной саморегуляции для активизации саморазвития человека вызывает необходимость применения норм рефлексивного управления на всех этажах управления системой общего образования: от самых высоких до низовых. Потребуется тщательное распределение ответственности и открытости использования единых критериев оценки результата на всем образовательном пространстве.
Рефлексивное управление укоренит образовательную среду, которой свойственны образовательные отношения, стабилизирующие ценностные проявления ее участников к жизненным приоритетам и активизирующие природные процедуры саморегуляции и саморазвития.
В образовательной среде возникнут образовательные организации, которые закрепят нравственно устойчивый образ подрастающего человека, оспособленный к саморазвитию на протяжении всей жизни.
Единое по нравственной ценности образовательное и диагностическое пространство каждой образовательной организации и всей системы общего образования, подкрепленное ценностями раннего семейного воспитания, позволит воссоздать новый тип выпускника школы — человека думающего, чувствующего, действующего со знанием дела, подготовленного к рефлексивному управлению любыми жизненными ситуациями.