Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

ЭкологичСский ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊ срСдство воспитания экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ учащихся 1-4 классов

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Π΅Π΅ остановимся Π½Π° Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π°Ρ…. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ школьников ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ практичСская ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠ°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… условиях. ВСорСтичСскиС знания, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ…, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π±Π°Π·ΠΎΠΉ для ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ происходящих Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ процСссов, явлСний, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ собствСнных исслСдований, наблюдСний, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ЭкологичСский ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊ срСдство воспитания экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ учащихся 1-4 классов (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

БоврСмСнная школа — это ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ происходит социализация, становлСниС Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ личности, мСсто, Π³Π΄Π΅ формируСтся ТизнСнная позиция, ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

Одной ΠΈΠ· Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ школС являСтся ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎ-ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠ°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ являСтся ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния. Она позволяСт ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ условия, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ школьник ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ свои Ρ‚Π°Π»Π°Π½Ρ‚Ρ‹, Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ творчСский ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π».

ΠŸΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎ-ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠ°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ младшим школьникам Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π΅ΡΡ‚ΠΈ вкус ΠΊ ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅. Π’ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ «ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ» имСнуСтся ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ, построСнный Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ СстСствСнного стрСмлСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°. Π˜ΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΡŒ, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ — Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ шаг Π² Π½Π΅ΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΈ Π½Π΅ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½ΠΎΠ΅.

ΠŸΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ — это «ΠΏΡΡ‚ΡŒ П»: ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° — ΠŸΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ (ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅) — Поиск ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ — ΠŸΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ — ΠŸΡ€Π΅Π·Π΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΡ. ШСстоС «ΠŸ» ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π° — Π΅Π³ΠΎ ΠŸΠΎΡ€Ρ‚Ρ„ΠΎΠ»ΠΈΠΎ [5].

Младший ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст являСтся Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ этапом вхоТдСния Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎ-ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π·Π°ΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ дальнСйшСго овладСния Сю.

Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя трСбования экологичСской образованности ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ становятся Π½Π΅ΠΎΡ‚ΡŠΠ΅ΠΌΠ»Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ качСствами ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ личности. Всё большС внимания удСляСтся экологичСскому ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ экологичСского сознания, экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹.

ΠŸΡ€ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ экологичСского проСктирования Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Ρ‚Ρ€ΠΈ стадии [12]:

Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅ многообразия ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-чувствСнноС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌ;

Π²ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ исслСдования экологичСских связСй («Π’сС связано со Π²ΡΠ΅ΠΌ»);

Π²-Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠΈΡ…, ΠΏΠΎΡ€Π° Ρ€Π°Π·Π΄ΡƒΠΌΠΈΠΉ, Ρ€Π°Π·ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΉ.

Π’ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ школьников Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ слСдуСт постСпСнно, начиная с 1 класса. Π’ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ — доступныС исслСдования, выполняСмыС Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ обучСния, ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ Π²ΠΎ Π²Π½Π΅ΡƒΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ врСмя. Π― Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° помню: Ρ‚Π΅ΠΌΠ° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π·Π°ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡƒΠ²Π»Π΅Ρ‡ΡŒ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°. Часто ΠΎΠ½Π° конкрСтная, узкая ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ся Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ вопроса: «Π—Π°Ρ‡Π΅ΠΌ Π΅ΠΆΡƒ яблоко?», «ΠžΡ‚ΠΊΡƒΠ΄Π° Π² ΡΡ‹Ρ€Π΅ Π΄Ρ‹Ρ€ΠΊΠΈ?», «ΠŸΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΡ‹ Ρ Π»Π΅ΡΠΎΠΌ Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠΌ, для Ρ‡Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ½ Π»ΡŽΠ΄ΡΠΌ Π½ΡƒΠΆΠ΅Π½?».

Π’ 1-ΠΎΠΌ классС ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ²: «Π—вСриная Π°Π·Π±ΡƒΠΊΠ°», «Π¦Π²Π΅Ρ‚очная Π°Π·Π±ΡƒΠΊΠ°» (послС изучСния Π°Π»Ρ„Π°Π²ΠΈΡ‚Π°), «ΠžΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ радости» (Π΄ΠΈΠ·Π°ΠΉΠ½-ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ Ρ†Π²Π΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠ»ΡƒΠΌΠ±Ρ‹). ΠŸΡ€ΠΈ совпадСнии интСрСсов Ρƒ Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… школьников ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°ΡŽ ΠΌΠΈΠ½ΠΈ-Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹. Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π½Π° Π²ΡΠ΅Ρ… этапах выступаСт ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰Π½ΠΈΠΊ, обСспСчиваСт Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ школьника: ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚, ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚, ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚, Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚.

Π’ΠΎ 2-Ρ… классах ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹ экологичСской направлСнности: «ΠžΡ‚ΠΊΡƒΠ΄Π° ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠ½Π°Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ растСния?», «ΠœΠΎΡ Π±Π΅Π·ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ», «Π•Π΄Π° Π±Π΅Π· Π²Ρ€Π΅Π΄Π°», «Π–ΠΈΠ²Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠ½Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π΅Ρ€Ρ‹», «Π—ΠΈΠΌΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ‚ΠΈΡ†Ρ‹ нашСго Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π°», «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ класса» ΠΈ Π΄Ρ€.

Π’ 3−4 классах учащиСся с Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠΌ интСрСсом Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ довольно слоТныС ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹, ΠΏΠΎΠ΄ руководством учитСля проводят ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ΅ исслСдованиС, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎ-ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°. Π’ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ социологичСских опросов, экологичСских Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², рСализация ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ Π·Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‹ класса ΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹. Π’ΠΎΡ‚ Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ° Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ…: «Π‘Ρ‹Π»ΠΈ ΠΎ ΠΏΡ‹Π»ΠΈ», «Π’ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρƒ сорняков», «Π‘СрСзовая Ρ€ΠΎΡ‰Π°. SOS», «Π›ΡŽΠ΄ΠΈ ΠΈ ΠΌΡƒΡΠΎΡ€. ΠšΡ‚ΠΎ ΠΊΠΎΠ³ΠΎ?», «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, ΠΈΠ»ΠΈ Π¨ΠΊΠΎΠ»Π°, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ я Π±Ρ‹ Ρ…ΠΎΡ‚Π΅Π» ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ», «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ обстановка ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΡ€Π°ΠΉΠΎΠ½Π° ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹», «Π₯ΠΎΡ‡Ρƒ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΡ‚ΡŒ Π² Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρƒ …», «ΠŸΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ дСтской ΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π°Π΄ΠΊΠΈ». РСбята Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ сборников «Π—Π°ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ·Π΅ΠΉ МалСнького ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†Π°», «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹» (для 1−2 классов), выпускС справочника «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ систСмы», ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ ΠšΠ°Π»Π΅Π½Π΄Π°Ρ€Ρ экологичСских Π΄Π°Ρ‚. ΠŸΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚ экологичСскиС Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ «Π•Π»ΠΎΡ‡ΠΊΠ° — зСлСная ΠΈΠ³ΠΎΠ»ΠΎΡ‡ΠΊΠ°», «Π‘Π΄Π°ΠΉ Π±Π°Ρ‚Π°Ρ€Π΅ΠΉΠΊΡƒ — спаси ΠΏΠ»Π°Π½Π΅Ρ‚Ρƒ» ΠΈ Π΄Ρ€.

ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Π΅Π΅ остановимся Π½Π° Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π°Ρ…. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ школьников ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ практичСская ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠ°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… условиях. ВСорСтичСскиС знания, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ…, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π±Π°Π·ΠΎΠΉ для ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ происходящих Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ процСссов, явлСний, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ собствСнных исслСдований, наблюдСний, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ‚ΡŒ свои наблюдСния, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ экологичСски Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ, бСзопасному для ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ повСдСния.

РСализация экологичСского ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π° «ΠœΠΎΡ‘ Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²ΠΎ» ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄. Π’ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅ΠΌ возрастС Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ чувствСнноС, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ΅ восприятиС ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ исслСдований школьников. ΠžΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° проводится Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ сочинСний, рассказов, сказок, рисунков, бСсСд с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π°Π΄ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ прСдусматриваСт использованиС для Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ экологичСского образования ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, Π½ΠΎ ΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ² русского языка, Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹, ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ искусства, Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ‚. Π΄. На ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ…, совмСстно с ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΎΠ±ΡΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ наблюдСний ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π».

Π‘Π°ΠΌΠΈ исслСдования вСдутся Π²ΠΎ Π²Π½Π΅ΡƒΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ врСмя, Ρ‚Π΅ΠΌ самым снимаСтся ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° выдСлСния Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ…. ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дСлят Π½Π° Ρ‚Ρ€ΠΈ этапа [16]:

  • 1 ΠŸΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ этап. (Экскурсии, бСсСды, объяснСниС Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° исслСдования, имя Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²Π°, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° с Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Слями).
  • 2 Π˜ΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠΉ этап. (Знакомство с Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΌ, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΡ€Ρ‹, ствола, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΡ€ΠΎΠ½Ρ‹, Π»ΠΈΡΡ‚ΡŒΠ΅Π², ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ†Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ², сСмян, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΡ‡Π²Ρ‹) Для этого я ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ наводящиС вопросы.
  • 3 этап. ΠžΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ² (НаписаниС сочинСний, составлСниС сказок, составлСниС Ρ€Π΅ΠΊΠ»Π°ΠΌΡ‹ Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²Π°, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π·Π΄Π½ΠΈΠΊ Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²Π°. ВсС Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдования ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΡƒΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ самого ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°).

Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π°Π΄ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ дСтям слСдуСт ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΏΠΎ ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π΅ Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²Π°, ΡƒΡ…ΠΎΠ΄Ρƒ Π·Π° Π½ΠΈΠΌ ΠΈ Ρ‚. Π΄. ПослС Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π° Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²ΡŒΡΠΌ, ΠΎΠ½ΠΈ поняли послСдствия воздСйствия людСй Π½Π° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ исслСдования, Ρƒ Π½ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»Π° СстСствСнная ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‡ΡŒ своСму Π΄Ρ€ΡƒΠ³Ρƒ-Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²Ρƒ, Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ; ΠΎΠ½ΠΈ осознали Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²ΡŒΠ΅Π² Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ [12]:

  • 1) Π£Ρ‡Ρ‘Ρ‚ интСрСсов Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Битуация, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π·Π°ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ «ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΈΠΌ Π½Π΅ ΠΈΠ½Ρ‚СрСсСн, Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π½ΠΈΡ‡Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ с ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π΅ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΎΠΊ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ личностно-Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡƒΡŽ для сСбя Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ. Если личностной Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Ρ‘Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π΅Ρ‚, Π½Π΅Ρ‚ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π°.
  • 2) Π£Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠŸΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎ-ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠ°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° Π² ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠΎΠ²ΡƒΡŽ, ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ; систСматичСскоС отслСТиваниС ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, ΠΏΡ€Π΅Π·Π΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ.
  • 3) ПознаниС ΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ слСдствиСм прСодолСния трудностСй.
  • 4) БотрудничСство участников пСдагогичСского процСсса. Π—Π΄Π΅ΡΡŒ я ΠΌΠΎΠ³Ρƒ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎ ΡΠΎΡ‚рудничСствС ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΌΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ родитСлями ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Π±ΠΈΠ±Π»ΠΈΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Ρ€Π΅ΠΌ, учитСлями-ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ .
  • 5) Π‘Π²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ΅ творчСство Π² Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π΅ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π°, Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹, оформлСния ΠΈ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π°. ΠŸΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ, значимости своСго Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π° Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ эмоции, связанныС с ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠΌ обучСния. ОвладСниС ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠΌΠΈ умСниями ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ являСтся прСдпосылкой формирования Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠ° ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ, цСлостных прСдставлСний ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π΅, интСрСса ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚рСбности ΠΊ «ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΡŽ Ρ‚Π°ΠΉΠ½» ΠΌΠΈΡ€Π°. Π’Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ элСмСнтарными Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΠ±Π»Π΅Π³Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ школьникам Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ сСбя ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎ Π² Π»ΡŽΠ±Ρ‹Ρ… нСстандартных ситуациях.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ