Возрастная периодизация.
Педагогическая теория Яна Амоса Коменского
Для детей до 6 лет включительно он дает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под управлением матери. Для отрочества (т.Е. Для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) обязана быть в каждом городе латинская школа, либо гимназия. Для возмужалых юных людей (от 18 до 24 лет… Читать ещё >
Возрастная периодизация. Педагогическая теория Яна Амоса Коменского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Система школ и содержание обучения. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:
детство — от рождения до 6 лет включительно, отрочество — от 6 до 12 лет, молодость — от 12 до 18 лет, возмужалость — от 18 до 24 лет.
В базу этого деления он кладет возрастные особенности:
Детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; молодость, кроме указанных свойств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.
Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе дитя), Коменский намечает необыкновенную ступень образования.
Для детей до 6 лет включительно он дает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под управлением матери. Для отрочества (т.Е. Для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) обязана быть в каждом городе латинская школа, либо гимназия. Для возмужалых юных людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве либо большой области — академия.
Любая следующая ступень является продолжением предшествующей. Таковым образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школы.
Для каждой ступени (не считая академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Материнская школа, беря во внимание природные особенности детей, обязана дать детям до шестилетнего возраста начальные представления, живые впечатления об окружающей природе и публичной жизни. Дети обязаны узнать из области естествознания, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, травка, рыба, птица, бык и пр. По астрономии ребенок узнает, что именуется небом, солнцем, луной, звездами и где они восходят и заходят. Дети получают также начальные сведения по географии (гора, равнина, река, селение, город и пр.).
Коменский рекомендует приучать детей уже в ранешном детстве к хозяйству и труду, для чего их нужно знакомить с предметами домашнего обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, основное, любви к людям.
Крупная награда Коменского заключалась в том, что он разработал первое в мире управление по дошкольному воспитанию — «Материнская школа».
Школа родного языка, по Коменскому, имеет шестилетний курс обучения. Она предназначена для всех детей обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности.
В те времена начальная школа имела двух, трехлетний курс обучения и ограничивалась только заучиванием молитв, обучением чтению, письму и элементарному счету. Большая награда Коменского заключается в том, что он поднял значение начальной школы, наметив продолжительный курс обучения в ней, выделив, что это — школа родного языка (тогда как церковные школы, находившиеся в руках духовенства, обучали на непонятном детям книжном латинском языке), расширив содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрии, элементарными знаниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и ручного труда. Естественно, огромное место он уделял преподаванию религии.
Содержание обучения в латинской школе (гимназии) Коменский заимствовал из обыденного круга учебных предметов средней школы того времени: это «семь свободных искусств». Но к этим наукам схоластической школы того времени он добавлял новейшие учебные предметы: физику (как в то время называлось естествознание), географию, историю. В гимназии изучались латинский, греческий, родной и один из новейших языков.
Коменский требовал, чтоб после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к исследованию настоящих наук — естествознания (физики), математики, потом философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс исследованием риторики, так как при таковой последовательности краса речи будет сочетаться с её содержательностью и глубиной. Шесть последовательных классов гимназии в школьной системе Коменского носят наименования: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.
Устанавливая эту необычную для того времени последовательность исследования наук, Коменский исходил из собственных философских воззрений — из сенсуализма — и был для собственного времени новатором, придерживаясь, но, обыденного порядка одновременного исследования одной науки (либо маленький группы родственных наук) и только потом переходить к исследованию остальных наук. (В конце XVIII века стали сразу преподаваться разнообразные учебные предметы. Современные учебные планы являются дальнейшим развитием этого принципа.).
В академии Коменский предугадывает обыденные факультеты того времени: богословский, юридический и медицинский.