Анализ результатов первичной диагностики
Данный параметр был описан в результатах предыдущей методики как «умение слушать музыку», разница состоит в том, что в этом случае от ребенка требуется способность не отвлекаться от музыки в процессе движения, т. е. это создает для детей некоторые трудности и, следовательно, результаты будут несколько другими. Дети показали низкий уровень развития памяти в 40% случаев, им требуется десять и более… Читать ещё >
Анализ результатов первичной диагностики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На первом этапе опытно-экспериментальной работы нами был также проведён анализ результатов первичной диагностики. Использование ознакомительной беседы с детьми в качестве диагностической методики позволило выяснить, чем любит заниматься каждый ребенок, какие у него интересы и музыкальные наклонности. Результаты позволили сделать вывод о том, что у детей с нарушением зрения, интересы к различным видам деятельности широки и многогранны.
В ходе беседы выяснилось, что дети с удовольствием занимаются дома следующими видами деятельности:
- — изобразительной деятельностью (рисованием);
- — музыкальной деятельностью (пением и прослушиванием музыки);
- — просмотром мультипликационных фильмов по телевизору.
Следует отметить, что практически все дети на вопрос о любимом занятии сначала отметили, что любят «просто играть». Только с помощью дополнительных вопросов удалось определить виды деятельности, которые указаны нами выше.
Большинство детей с нарушением зрения (60%) предпочитают смотреть мультипликационные фильмы по телевизору. Это, вероятно, связано с охраной зрения таких детей, родители которых ограничивают своего ребенка от длительных зрительных нагрузок, а тем более просмотра телевизора. Однако 20% обследуемых детей связывают свое свободное время с занятиями музыкальной деятельностью.
В ходе беседы выяснилось, что они любят слушать музыку, петь, танцевать и в детском саду им больше всего нравится посещать музыкальные занятия.
Также 20% детей отдают предпочтение изобразительной деятельности (смотри таблицу 1).
Таблица 1. Виды деятельности, предпочитаемые детьми.
Деятельность. | Количество детей, %. |
Просмотр мультфильмов. | |
Музыкальная деятельность. | |
Рисование. |
Таким образом, дети с нарушениями зрения реализуют себя в различных видах деятельности, которые доставляют им радость, удовольствие и вызывают положительные эмоции. Развитие музыкальной деятельности, как правило, идет в стенах дошкольного учреждения, конкретно на музыкальных занятиях, но нельзя недооценивать и роль родителей в данном процессе.
В связи с этим, целесообразно проведение опроса членов семьи для выявления уровня участия в развитии музыкальности их детей.
Итоги опроса показали: 30% родителей детей с нарушенным зрением посещают вместе со своим детьми концерты, в то время как остальные 70% не считают это обязательным.
По их мнению, достаточно того, что дома у детей есть музыкальные игрушки (в 100% случаев) и аудиотехника (в 80% случаев), с помощью которой дети регулярно слушают музыку вместе с родителями (так считают 50% родителей).
Таким образом, родители показали результаты, которые свидетельствуют о недостаточно высоком уровне участия членов семьи в музыкальном воспитании детей.
Один из родителей детей с нарушенным зрением в 20% случаев имеет музыкальное образование и соответственно дома у них есть музыкальный инструмент (смотри ниже таблицу 2).
Таблица 2. Роль родителей в музыкальном развитии детей.
Показатель. | Родители детей, %. | |
положит. ответ. | отриц. ответ. | |
Наличие музыкального образования у родителей. | ||
Наличие музыкальных инструментов в семье. | ||
Прослушивание музыки вместе с ребенком. | ||
Наличие аудиотехники в семье. | ||
Наличие музыкальных игрушек у ребенка. | ; | |
Посещение концертов с ребенком. |
Использование методики Г. А. Урунтаевой (цель которой изучение музыкальности и эстетических чувств у детей) позволило сделать выводы об уровне развития таких способностей детей, как:
умение слушать музыкальное произведение;
эмоционально отзываться на музыку;
понимать музыкальное произведение;
давать эстетическую оценку музыкальному произведению.
Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Ему предлагалось прослушать песню «Самая счастливая» из сюиты «Песни нашего сердца» (музыка Чичкова Ю., слова Ибряева К. и Кондрашенко Л.), в ходе прослушивания велось педагогическое наблюдение за поведением ребенка, за его мимическим выражением лица и за движениями, которыми сопровождалось прослушивание музыкального произведения [48, c 30].
По окончании прослушивания музыкального произведения ребенку задавались вопросы о характере этой песни, о ее настроении, о ком и о чем она. Если ребенок затруднялся с ответом, ему предлагали послушать музыкальное произведение еще раз.
Все ответы детей фиксировались, на основе этого проводился анализ полученных результатов.
Умение слушать музыкальное произведение.
Высокий уровень развития данной способности показали 20% детей. Эти дети не отвлекались, слушали внимательно музыкальное произведение до самого конца.
Средний результат показали 40% детей. У них не хватило усидчивости для прослушивания всей песни. Они начали отвлекаться.
Низкий результат в 40% случаев был так же характерен для детей, выражался в отсутствии внимания, повышенной отвлекаемости, дети занимались посторонними делами: рассматривали свою обувь, свое отражение в зеркале, как выяснилось, в дальнейшем не поняли песню и практически не отвечали на вопросы.
Эмоциональная отзывчивость на музыку.
В 20% случаев дети точно уловили эмоциональный характер песни, в процессе слушания они, как правило, улыбались, сопровождали музыку движениями (притоптывали в такт музыки), в целом дети получали удовольствие от процесса слушания музыкального произведения.
Средний уровень развития данной способности принадлежит 40% детей. Отличались они от вышеописанных детей менее выраженной яркостью эмоциональных проявлений.
Низкий уровень показали 40% детей, к ним относятся те дети, которые отвлекались при прослушивании музыкального произведения, не вникали в его содержание.
Понимание и эстетическая оценка музыкального произведения.
Дети показали результаты по этим двум способностям одинаковые, т. е. высокий уровень наблюдается как в понимании музыкального произведения, так и в способности давать эстетическую оценку в 20% случаев.
Такие дети легко, без посторонней помощи смогли определить и словесно обозначить характер музыкального произведения, дать самостоятельно эстетическую оценку.
Эстетические чувства у детей достаточно развиты, мелодия вызывает у них положительные эмоции, привлекает их внимание.
Такой же процент детей показали низкий уровень развития этих двух способностей (20%).
Словесно обозначить характер музыки затруднялись, повторяли эпитеты, типа «веселая»; содержание песни в целом не уловлено, дети не называют ситуацию, персонажа, выделяя лишь его действия: «Бегает, делает венок, поёт».
Эстетическую оценку самостоятельно не дают, даже когда им оказывается педагогическая помощь.
Наибольший процент детей (60%) показали средний уровень развития указанных способностей.
Словесное обозначение характера музыки давали после наводящего вопроса, подбирали другие эпитеты «волшебная» и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей имеют средний уровень музыкального развития:
- — слушать музыкальные произведения,
- — эмоционально отзываться на него,
- — понимать его содержание,
- — давать эстетическую оценку.
А высокий и низкий уровень соответствует лишь небольшому контингенту детей (смотри ниже таблицу 3).
Таблица 3. Уровень музыкального развития детей.
Способность. | Количество детей, %. | ||
низкий. | средний. | высокий. | |
Умение слушать. | |||
Эмоциональная отзывчивость. | |||
Понимание музыкального произведения. | |||
Эстетическая оценка музыкального произведения. |
Использование методики А. С. Бурениной позволило выявить уровень музыкального и психомоторного развития детей.
Так, детям был предложен для прослушивания «вальс с волшебными колокольчиками», который стал основой музыкально-двигательного этюда, разработанного Т. В. Нестеренко, одним из ведущих специалистов в области музыкального движения [49, c 52].
Дети должны выразительно воспроизвести взволнованный характер музыки вальса, интонации, просьбы, восторг при проявлении волшебных колокольчиков и легкую грусть при их исчезновении.
В этом музыкально-двигательном этюде у детей развивается вся система способностей, также образное мышление и воображение, свобода, пластичность и выразительность движений (см. Приложение 3).
Данная методика позволила выявить особенности музыкальности, эмоциональности, творческих проявлений внимания, памяти, нервных процессов, пластики, координации движений детей, а также адекватно оценить все перечисленные параметры.
Музыкальность.
Оценку в 5 баллов, т. е. дети, продемонстрировали высокий уровень развития музыкальности, получило 10% детей.
Дети правильно передавали в движениях образы, основными средствами выразительности изменяли движение в соответствии с музыкальным темпом и ритмом.
Исполнение движений полностью соответствовало музыке.
Средние баллы по данному параметру получили дети в 50% случаев. Для них характерно:
- — выражать в движениях общий характер музыки, темп;
- — начало и конец музыкального произведения не всегда совпадают с движениями;
- — 40% детей показали низкий результат, т. е. получили 0−1 балл, движение таких детей не отражают характер музыки и не совпадают с темпом ритмом, а также с началом и концом произведения.
Эмоциональность.
10% детей показали высокий уровень развития эмоциональности; 70% - средний и 20% - низкий.
Дети, которые получили оценку 5, отличались выразительностью мимики и пантомимики, умело передавали в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя их музыки и содержания музыкальной композиции.
Дети с оценками от 0 до 4 баллов, которые в свою очередь соответствуют низкому и среднему уровню развития музыкальности, характеризуются не столь яркими проявлениями эмоций, у них более бедная мимика, а движения в целом невыразительны и скованы.
Творческие проявления.
Данный параметр наиболее трудный для оценки, т.к. во многом зависит от индивидуальности каждого ребенка и степени его обученности основным движениям. Между тем, 40% детей обладают средним творческим потенциалом, а 20% детей — высоким уровнем развития творчества.
Последние характеризуются умением импровизировать под незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, оригинальностью собственных.
Итак, 40% детей показали низкий уровень развития творчества. Такие дети не способны выражать в движениях и пластике свое восприятие и понимание музыки, они, как правило, даже не увлечены самим процессом движения под музыку.
Внимание.
Данный параметр был описан в результатах предыдущей методики как «умение слушать музыку», разница состоит в том, что в этом случае от ребенка требуется способность не отвлекаться от музыки в процессе движения, т. е. это создает для детей некоторые трудности и, следовательно, результаты будут несколько другими.
Особенно это касается детей с нарушенным зрением, т.к. этот дефект обусловливает снижение способности одновременного слухового и зрительного восприятия.
Таким образом, 40% детей получили низкие оценки (от 0 до 1 балла), дети испытывали большие затруднения в исполнении композиции из-за рассеянности внимания.
Средние оценки показали 50% детей. Эти дети выполняли композицию с некоторыми подсказками, 5 баллов, т. е. самый высокий уровень развития внимания показали 10% детей, они выполняли всю композицию от начала до конца самостоятельно и без подсказок.
Память.
В данной ситуации рассматривалась, как способность запомнить музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти:
- — музыкальная,
- — двигательная,
- — зрительная.
Дети показали низкий уровень развития памяти в 40% случаев, им требуется десять и более повторений, чтобы запомнить последовательность движений. 50% детей получили средние баллы по данному параметру, этим детям требовалось более пяти повторений для того, чтобы запомнить последовательность движений.
Дети, которым было достаточно менее пяти повторений, составили 10% от общего числа детей.
Подвижность нервных процессов.
Соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме — это является нормой, которая в свою очередь, оценивается в 5 баллов.
Такой результат принадлежит 10% детей, данная способность у которых проявляется в высокой скорости двигательной реакции на изменение музыки.
Средние баллы по данному параметру получили 50% детей, эти дети немного запаздывали, проявили медлительность в движениях, но, ориентируясь на других детей, быстро подстраивались под темп и далее выполняли движение верно и точно.
И соответственно низкий результат показали 40% детей. Переход от одного движения к последующему у детей задержан, они выполняют движения как бы в своем замедленном темпе, не ориентируются на детей, которые движения меняют с нужной скоростью.
Пластичность, гибкость.
Координация движений. Эти два параметра во многом зависят от уровня физического развития детей.
Процентное соотношение этих двух характеристик одинаковое, 40% детей продемонстрировали низкий уровень развития, т. е. их движения не отличались плавностью, мягкостью, точностью исполнения.
Оценку в 5 баллов по обоим параметрам получили 20% детей. Они отличались особой гибкостью, плавностью движений, правильностью сочетания движений рук и ног и т. д.
Оценку от 2 до 4 баллов получили 40% детей. Какие-то движения у них получались хорошо, а при исполнении других они испытывали трудности.
Таким образом, можно подвести некоторые итоги: дети с нарушенным зрением обладают средним уровнем развития выше перечисленных параметров.
Те трудности, которые они испытывали при выполнении заданий, обусловлены в большей степени особенностями психического развития, но как видно из результатов, эмоциональная сфера у них практически не страдает, они эмоционально переживают музыку, отзываются на нее, а это является первым признаком наличия музыкальности.
Данные об уровне музыкального и психомоторного развития детей приведены нами в виде таблицы № 4 «Уровень музыкального и психомоторного развития детей», которая расположена далее по тексту.
Таблица 4. Уровень музыкального и психомоторного развития детей.
Параметр | Количество детей, %. | ||
0−1 низкий. | 2−4 средний. | 5 высокий. | |
Музыкальность. | |||
Эмоциональная сфера. | |||
Творческие проявления. | |||
Внимание. | |||
Память. | |||
Подвижность нервных процессов. | |||
Пластичность, гибкость. | |||
Координация движений. |
Следующая методика предполагала задания для детей как индивидуального, так и коллективного характера. В ходе индивидуальной работы были выявлены способности: развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, чувство лада.
Развитие звуковысотного слуха.
Детям было предложено спеть какую-либо знакомую песню без сопровождения музыкального инструмента.
С этим заданием безошибочно справилось 50% детей, а остальные 50% спели фальшиво, несмотря на то, что им было предложено музыкальное сопровождение.
Чувство ритма.
Для выявления уровня развития данной способности детям было предложено поиграть в игру «Эхо». Дети должны были воспроизвести «зов» животных и птиц, которые были исполнены в различных ритмах.
После этого каждый ребенок должен был исполнять свою любимую песню, в то время как другой ребенок аккомпанировал ему на музыкальном инструменте (в данном случае на бубне).
С этими заданиями дети справились более успешно, выполняли их с удовольствием, интересом Таким образом, без ошибок справились с заданиями 60% детей и 40% детей соответственно справились менее успешно, допускали ошибки, как в игре «Эхо», так и во втором задании.
Чувство лада.
Детям предлагалось прослушать несколько музыкальных мелодий и определить: завершенные они или незавершенные.
Без ошибок определило 40% детей, а соответственно с некоторыми ошибками — 60% детей.
Причем дети отвечали не сразу, неуверенно, как будто сомневались в правильности своих ответов, хотя перед заданием детям было объяснено: какая мелодия считается завершенной, а какая нет.
После проведения индивидуальной работы детям были предложены музыкальные задания, которые они выполняли не индивидуально, а в группе.
В ходе коллективных заданий был установлен уровень развития следующих способностей:
- — ориентация в тембрах,
- — определение средств музыкальной выразительности,
- — образное видение,
- — ориентация в жанрах.
Ориентация в тембрах.
Для выявления этой способности за ширмой звучали различные инструменты (бубен, барабан, ксилофон, металлофон), а дети должны были определить, какой инструмент прозвучал в данный момент.
- 60% детей справились с этим заданием без каких-либо затруднений, тонко дифференцировали музыкальные инструменты, определяли их даже в том случае, когда звучали два инструмента одновременно.
- 40% детей путали инструменты и всегда сомневались в своих ответах, ждали подсказок педагога.
Определение средств музыкальной выразительности.
Суть задания состояла в том, что детям предлагалось прослушать несколько мелодий, исполненных в различных темпах.
Каждый ребенок должен был определить этот темп с помощью средств выразительности. Условными обозначениями были картинки: черепаха — медленный темп, заяц — быстрый темп.
С этим заданием справились 50% детей, они без ошибок определили темп каждой прозвучавшей мелодии.
Остальные 50% задание не выполнили.
Образное видение.
Задание, направленное на определение уровня развития этой способности, вызвало некоторое затруднение в его выполнении.
Дети должны были прослушать ряд музыкальных произведений, после чего показать те картинки, которые соответствуют эмоционально-образному содержанию прослушанного произведения, т. е. показать картинку с цветами для спокойной грустной печальной мелодии и картинку с резвящимися детьми для веселой звонкой мелодии. Без ошибок с этим справилось 50% детей, остальные 50% затруднялись в выполнении данного задания.
Ориентация в жанрах.
Дети должны были прослушать музыкальное произведение, и определить к какому жанру оно относится — вальсу или маршу.
Это задание вызвало некоторые трудности у детей (у 40% детей). 60% детей справились с ним без ошибок.
Таблицы № 5 и № 6 «Развитие основных музыкальных способностей» (индивидуальные и коллективные задания) мы приводим далее по тексту.
Таблица 5. Развитие основных музыкальных способностей (индивидуальные задания).
Способность. | Количество детей, %. | |
без ошибок. | с ошибками. | |
Звуковысотный слух. | ||
Чувство ритма. | ||
Чувство лада. |
Таблица 6.
Развитие основных музыкальных способностей (коллективные задания).
Способность. | Количество детей, %. | |
без ошибок. | с ошибками. | |
Ориентация в тембрах. | ||
Определение средств музыкальной выразительности. | ||
Образное видение. | ||
Ориентация в жанрах. |
Таким образом, подводя итог по проделанной работе, в ходе которой был выявлен уровень музыкального развития, можно констатировать следующее: дети с нарушенным зрением обладают средним уровнем музыкального развития, но в то же время некоторые из них имеют богатый музыкальный потенциал, который может быть раскрыт как с помощью специального коррекционного обучения, так и с помощью родителей детей. Задача педагогов, которые работают с такими детьми, — увидеть в ребенке соответствующие задатки, и, не упуская сензитивный период, корректировать и развивать их в полной мере.