Результаты исследования литературных данных
Сердце юношей на 10—15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6—8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см³ меньше. Таким образом, старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность… Читать ещё >
Результаты исследования литературных данных (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (IX—XI классы). К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений.
Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах.
Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10—12 см и тяжелее на 5—8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.
У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.
У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.
Сердце юношей на 10—15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6—8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см³ меньше.
В 15—17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности.
У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и диффренцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.
В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей.
Таблица 2. Темпы прироста различных физических способностей у детей старшего школьного возрасти (%).
Физические способности. | Среднегодовой прирост. | Общий прирост. | ||
Юноши. | Девушки. | Юноши. | Девушки. | |
Общая выносливость. | 2.1. | 0.7. | 6.4. | 2.1. |
Скоростная выносливость. | 2.1. | 0.6. | 6.3. | 1.8. |
Силовая выносливость. | 8.5. | 2.0. | 26.7. | 6,0. |
Таблица 3. Показатели снижения темпов прироста активной и пассивной гибкости у юношей и девушек 15—17 дет (%).
Суставы. | Гибкость. | |||
активная. | пассивная. | |||
Юноши. | Девушки. | Юноши. | Девушки. | |
Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых н лучезапястных. | — 2.1. | — 2.1. | — 2.0. | — 2,0. |
Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. | — 7.8. | — 2.4. | — 2.6. | — 2,1. |
Подвижность различных отделов позвоночного столба: | ||||
— тазобедренный сустав. | ||||
при сгибании туловиша. | — 9,5. | — 4,1. | -; | -; |
— нижнегрудной. | ||||
поясничный отдел. | — 14.3. | — 10,3. | -; | -; |
— верхиегрудной отдел. | — 20.0. | — 4.2. | -; | -; |
— шейный отдел. | — 18,7. | — 9,3. | -; | -; |
Тем не менее, в этот возрастной период сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и направленно.
Таблица 4. Прирост показателей кондиционных и координационных способностей у школьнике 15—17 лет в ходе целенаправленных воздействий (%).
Физические способности. | Прирост. | |
Юноши. | Девушки. | |
Выносливость. | 20—120,0. | 9,0−80,0. |
Таким образом, старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.