Заключение.
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста
Результаты данного исследования могут быть использованы в работе практических психологов и педагогов, работающих с дошкольниками. Проблема формирования памяти растущего человека остается актуальной и требует дальнейшего изучения. Выполненное исследование вносит свой вклад в психолого-педагогическую науку (углубляет представления о памяти, способствует формированию целостного подхода к пониманию… Читать ещё >
Заключение. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память — это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических процессов. И. М. Сеченов отмечал, что «без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно, по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты. Кроме того, память зависит и от возрастных особенностей личности.
Используя память человек, обучается движениям, речи, ориентировке в окружающем мире, накапливает опыт и т. д. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.
Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Особенно место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
В процессе развития психики ребенка непосредственные, биологические формы памяти превращаются в сложные по своей структуре процессы, подчиненные специальной цели запомнить. Память вступает во взаимосвязи с речью, мышлением, приобретая на этой основе интеллектуальный характер.
В старшем дошкольном возрасте у детей начинает формироваться словесно-логическая память. Ребенок начинает усваивать не только конкретные, но и некоторые абстрактные понятия. У него расширяется объем памяти, увеличиваются быстрота усвоения и точность воспроизведения. Развитие памяти ребенка эффективнее всего происходит посредством ведущей деятельности дошкольников — игре.
В игре происходит формирование всех познавательных способностей ребенка, в том числе и памяти.
Полученные данные в ходе нашего исследования позволяют утверждать, что память дошкольников является еще не до конца сформированной. В игровой деятельности можно существенно развить память детей. Результаты исследования полностью доказали выдвинутую гипотезу.
По итогам дипломной работы можно сказать, что цель достигнута. Задачи, поставленные в ходе работы, были успешно выполнены.
Результаты данного исследования могут быть использованы в работе практических психологов и педагогов, работающих с дошкольниками. Проблема формирования памяти растущего человека остается актуальной и требует дальнейшего изучения. Выполненное исследование вносит свой вклад в психолого-педагогическую науку (углубляет представления о памяти, способствует формированию целостного подхода к пониманию формирования памяти дошкольника) и открывает новые возможности в плане психологического сопровождения личностного развития детей дошкольного возраста. Вместе с тем, исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы формирования памяти в дошкольном возрасте. В будущем разработка данной темы может идти в направлении изучения гендерного аспекта изучения особенностей развития памяти дошкольников.