Опытно-экспериментальная работа по установлению эмоционального контакта со старшими дошкольниками с РАС посредством музыкальной терапии
IV. Манипулирование инструментом Как и Джульетта Алвин, мы предоставляем испытуемой свободу действий с инструментом. «На первом этапе ребенку предоставляют свободу использовать инструмент и свой голос так, как ему хочется…». Ожидаемые результаты В процессе проведения эксперимента важен индивидуальный подход. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, мы подготавливаем помещение и выбираем… Читать ещё >
Опытно-экспериментальная работа по установлению эмоционального контакта со старшими дошкольниками с РАС посредством музыкальной терапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель, этапы и ход проведения эксперимента
На основе психолого-педагогических исследований и собственного эксперимента, посвященного выявлению особенностей эмоциональной сферы старших дошкольников с РАС, нами была доказана необходимость создания системы коррекционной работы по установлению эмоционального контакта. С учетом особенностей развития таких дошкольников, мы старались разработать комплекс музыкальных занятий, используя индивидуальный подход.
В данной части работы приведены практические материалы по установлению эмоционального контакта посредством музыкальной терапии с дошкольниками с РАС.
По результатам проеденной диагностики, нами было выявлено, что детям старшего дошкольного возраста с РАС тяжело установить эмоциональный контакт с собеседником, вызывает трудности выполнение групповых заданий.
Цель: Установление эмоционального контакта со старшими дошкольниками с РАС.
Задачи:
- · Преодоление эмоционального барьера
- · Знакомство с музыкальными инструментами
- · Взаимодействие педагога и ребенка через инструмент
Этапы:
- 1. Подготовительный.
- — Подготовка помещения, инструментария
- 2. Привлечение внимания испытуемого
- 3. Знакомство с инструментом.
- 4. Манипулирование инструментом.
- 5. Взаимодействие ребенка и педагога через инструмент.
- 6. Подготовка ребенка к работе в группе (социализация введение в группу)
Ожидаемые результаты В процессе проведения эксперимента важен индивидуальный подход. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, мы подготавливаем помещение и выбираем подходящий ему инструмент, методом проб.
Ребенок должен заинтересоваться новым предметом. Ознакомиться с ним. Ему предоставляется полная свобода действий с инструментом.
На четвертом этапе эксперимента ребенку предлагается модель манипулирования. С помощью нее, ребенок взаимодействует с педагогом.
Мы вводим ребенка в группу, где он взаимодействует с другими детьми через музыку.
Ход эксперимента.
I. Подготовительный этап
На подготовительном этапе было подготовлено помещение и необходимый инструментарий. Были учитаны индивидуальные особенности испытуемой. Девочка находилась в знакомой обстановке, с воспитателем. В комнате не было привлекающих ее внимание предметов. Выбор инструмента происходил методом подбора. В нашем случае, в качестве инструментов были выбраны гитара и барабан.
II. Привлечение внимания испытуемого Занятия носили системный характер. Проводились во второй половине дня в кабинете дефектолога.
Был проведен эксперимент по установлению эмоционального контакта на основе исследований Джульетты Алвин. Испытуемой была предоставлена свобода действий, мы не заставляли ребенка контактировать с инструментом.
В процессе работы с девочкой было зафиксировано: наличие стереотипий (моторные, сенсорная, речевые). Девочка стояла у окна и стучала пальцами по батарее. Была предоставлена свобода действий, мы не заставляли ребенка общаться с экспериментатором. Была отмечена реакция на звуки гитары, девочка перестала стучать по батарее. Стереотипии приобрели периодический характер (при звучании гитары переставал стучать).
III. Знакомство с инструментом Отмечается продолжение стереотипий при отсутствии звучания музыкального инструмента. Была отмечена эмоциональная реакция на музыкальный инструмент: девочка подняла голову и повернула ее в сторону звука.
IV. Манипулирование инструментом Как и Джульетта Алвин, мы предоставляем испытуемой свободу действий с инструментом. «На первом этапе ребенку предоставляют свободу использовать инструмент и свой голос так, как ему хочется…».
Испытуемая приблизилась к гитаре и заглянула в резонаторное отверстие, которое улучшает акустические свойства инструмента. Юля рассмотрела инструмент, наклонив голову на бок. Затем дотронулась до него. Испытуемая начала стучать по струнам. Девочке разрешалось действовать с предметом по своему усмотрению. Она водила пальцами по струнам, стучала по грифу и декам, крутила колки.
V. Взаимодействие ребенка и педагога через инструмент.
Затем была предложена модель манипулирования. Испытуемая повторила перебор. Испытуемой был предложен барабан и палочки.
Работа с другим инструментом (барабан) проводилась по той же схеме что и с гитарой.
1. Подготовительный этап На подготовительном этапе было подготовлено помещение и необходимый инструментарий. Были учитаны индивидуальные особенности испытуемой. Девочка находилась в знакомой обстановке, с воспитателем. В комнате не было привлекающих ее внимание предметов. Выбор инструмента происходил методом подбора. В нашем случае, в качестве инструментов были выбраны гитара и барабан.
- 2. Привлечение внимания испытуемого
- 3. Знакомство с инструментом
Испытуемой была продемонстрирована модель манипуляции с барабаном. Юля положила голову на парту и смотрела на барабан. Она стучала по нему пальцами, как ранее по батарее.
4. Манипулирование инструментом С помощью второго педагога мы продемонстрировали взаимодействие через музыкальные инструменты. Когда стучит барабан — играет гитара.
Испытуемая стучала одной палочкой по барабану, под звуки гитары.
VI. Подготовка ребенка к работе в группе (социализация введение в группу) Возможно введение в группу на музыкальных занятиях.