Ритмическая гимнастика средство физического воспитания
Исходя из всего выше сказанного, можно сказать следующее, что ритмическая гимнастика оказывает большое влияние на детей в целом, на их физическое состояние, повышает физическую работоспособность, психологическое влияние на настроение, эмоциональный фон. Воспитывает стойкий интерес и потребность дошкольников к занятиям физической культурой. Совершенствует чувство ритма, музыкальные способности… Читать ещё >
Ритмическая гимнастика средство физического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первый опыт занятий ритмической гимнастикой относится к 20-ым годам. В обращении Государственной комиссии по просвещению (16 апреля) опубликованном в «Известиях Всероссийского центрального комитета» указывалось, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важнейших факторов физического развития детей. В 1923 году по распоряжению наркома посвящения А. В. Луначарского была организована «студия пластического движения», руководимая З. Д. Вербовой, где готовили преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов.
В методической литературе дается большое количество определений ритмической гимнастики, отражающих специфику этого вида физкультурной деятельности.
О.А. Иванова и Л. А. Ланцберг определяют ритмическую гимнастику как разновидность гимнастики, система упражнений которой дает занимающимся бодрость, мышечную радость, повышает тонус нервной системы[18].
Е.Г. Попова определяет ритмическую гимнастику как одну из разновидностей основной (педагогической) гимнастики, содержанием которой являются разнообразные, простые по технике исполнения, физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные и др.), выполненные преимущественно поточным способом под эмоционально-ритмическую музыку различного характера.
В.Б. Матов, О. А. Иванова, И. Н. Шаробарова считают, что основа ритмической гимнастики-экспериментально созданные комплексы целенаправленных физических упражнений, сочетающиеся с элементами игры, праздничным характером обстановки, нарядной одеждой, музыкальным сопровождением.
Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность.
Ритмическая гимнастика-это общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид среди оздоровительных направлений гимнастики. Доступность ритмической гимнастики в том, что ее содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и для занятий ею не требуется специального оборудования.
Достоинства ритмической гимнастики как средства воздействия на психическое и физическое состояние широко известны. Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений даёт возможность соединить преимущества циклических видов деятельности (бега, ходьбы, плавания и т. д.) из-за их аэробных возможностей с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца. Очень важно следить за дыханием на протяжении всего занятия. Глубокий вдох надо выполнять в той фазе упражнения, где грудная клетка расправлена, а выдох, когда грудная клетка сжимается.
Содержание ритмической гимнастики составляют [5]:
- 1. Движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений, махи;
- 2. Разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки;
- 3. Элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;
- 4. Танцевально-хореографические элементы.
Современная ритмическая гимнастика-это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий.
Упражнения ритмической гимнастики можно с успехом использовать в различных формах организации физической культуры в качестве разминки, общей или специальной физической подготовки в учебно-тренировочных занятиях различных видов спорта, а также во всех формах организации физической культуры.
Врач и педагог В. В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность.
Ритмическая гимнастика-выполнение движений под музыку. Движения составляют основу двигательной деятельности. Ограничения двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека.
Движение-это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой системой, дыхательной, нервной.
Правильное построение комплексов ритмической гимнастики для детей разного возраста позволяет всесторонне воздействовать на детский организм. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом выполнения принципов систематичности, доступности, активности, сознательности.
Само название этой двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание. Дошкольники приучаются сосредоточиваться на различных движениях, который показывает музыкальный руководитель. Они делают это легко и весело. У них формируется способность к устойчивому вниманию и собранность.
Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движений, а также совершенствование некоторых элементов их техники. Дети достигают значительных результатов в выполнении движений под музыку, способны совершать их в различном темпе и амплитуде. Ребята этого возраста овладевают различными движениями и упражняются осознанно. Дети старшего дошкольного возраста уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Они могут передавать движениями разнообразный характер музыки, несложный ритмический рисунок, изменять движения со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу да шага польки, полуприседаний и.т.д.) [7].
С помощью проведения ритмической гимнастики можно восполнить недостаток двигательной активности, которая присутствует в дошкольных учреждениях, в первую очередь из-за большой переполняемости групп.
Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы, органов кровообращения и дыхания. Под влиянием упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила и эластичность.
При выполнении ритмической гимнастики решается одна из основных задач-это укрепление здоровья. Этот вид гимнастики позволяет помогает увлечь детей заниматься физической культурой, физическими упражнениями, тем самым привлечь людей к здоровому образу жизни.
Ритмическая гимнастика для дошкольников параллельно решает, как общие, так и частные задачи. Общие задачи-оздоровительные, учебные, воспитательные. К частным можно отнести следующие задачи[8]:
- — повышать эмоциональный настрой детей;
- — воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой;
- — формировать двигательную культуру;
- — способствовать формированию правильной осанки;
- — повышать физическую работоспособность;
- — развивать основные физические качества;
- — совершенствовать чувство ритма, музыкальность.
Решение этих задач всецело на воспитание гармонично развитой личности.
Практика использования ритмической деятельности показывает, что, чем раньше она используется в развивающей работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.
Упражнения ритмической гимнастики в ДОУ используются в форме утренней зарядки, физкультурной паузы в течении дня, в виде индивидуальных занятий или строго регламентированных уроков, спортивной разминки или части тренировочного занятия.
Каждая из этих форм занятий имеет свои особенности. Для утренней зарядки характерны простейшие движения звеньями тела, беговые шаги на месте и подскоки, объединенные короткие-по 4−5 связки, легкие полуприседания, полунаклоны и полуповороты, покачивания и встряхивания руками и ногами, невысокие легкие взмахи.
Внешне комплексы ритмической гимнастики довольно просты. Однако для самостоятельных занятий требуется предварительная подготовка: консультации у специалистов, изучения правил построения комплексов и установления уровня допустимой нагрузки, а также управления ею во время занятия.
Наиболее эффективной формой проведения ритмической гимнастики является занятие. Оно состоит из подготовительной части, основной и заключительной.
Подготовительная часть (или разминка) направлена на вырабатывание; содержит разогревающие упражнения общего воздействия и локальные разогревающие движения. Продолжительность ее-до 5 минут.
Основная часть предполагает характерную проработку различных мышечных групп и воздействие на основные функциональные системы специальными упражнениями. Содержание и продолжительность основной части занятия ритмической гимнастики довольно вариативны.
Заключительная часть направлена на успокоение и расслабление, содержит 2−4 легких упражнений на расслабление, растягивание, акцентирование на удлиненном выдохе спокойное дыхание. Продолжительность третьей части 2−5 минут[12].
Таким образом, ритмическая гимнастика-это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. А так как структура ритмической гимнастики достаточно гибкая, то широко применяется в детских дошкольных учреждениях. Музыка, используемая на гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, на способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности.
Исходя из всего выше сказанного, можно сказать следующее, что ритмическая гимнастика оказывает большое влияние на детей в целом, на их физическое состояние, повышает физическую работоспособность, психологическое влияние на настроение, эмоциональный фон. Воспитывает стойкий интерес и потребность дошкольников к занятиям физической культурой. Совершенствует чувство ритма, музыкальные способности детей.