Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Правила взаимодействия с детьми и подростками с отклонениями в поведении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимодействие социального педагога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Архангельска и тренера-преподавателя ДЮСШ № 4 отделения конькобежного спорта начинается с совместного планирования мероприятий, направленных на привлечение учащихся в спортивное объединение. В первую очередь информация о спортивной секции предоставляется учащимся, которым рассказывается об истории конькобежного… Читать ещё >

Правила взаимодействия с детьми и подростками с отклонениями в поведении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Если взрослые, сталкиваясь с различными отклонениями в поведении детей, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Такое прямое противостояние между ребенком и взрослым ведет к усилению непонимания. Нежелательное поведение у ребенка при этом не исчезает.
  • 2. Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Чтобы ваше взаимодействие с ребенком было наиболее эффективным, потратьте некоторое врет на собственный настрой, задайте себе вопрос: «Что я чувствую?» Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует прежде всего успокоиться, привести себя в равновесие.
  • 3. Обращаясь к себе, следует также ответить на вопрос: «Каково мое отношение к ребенку?» Если в этом отношении превалирует негатив, то вам также вряд ли удастся достичь взаимопонимания. При этом мы хотим обратить внимание, что следует оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Возможно, если вам удастся отделить одно от другого, то уже что-то изменится.
  • 4. Доверие к миру, ситуации, другому человеку — базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия — первоочередная задача. Ее решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принятия его, заботой о реализации его потребностей[1].

В технологии психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением в системе дополнительного образования можно выделить пять основных этапов:

  • 1. Привлечение детей и подростков с девиантным поведением в систему дополнительного образования.
  • 2. Установление продуктивного контакта с девиантным ребенком.
  • 3. Коррекция тревожных состояний и деструктивных эмоций.
  • 4. Формирование индивидуально-психологических факторов защиты от десоциализирующих влияний.
  • 5. Включение в деятельность, альтернативную девиантному поведению.

Рассмотрим деятельность педагога дополнительного образования на каждом из выделенных этапов.

Этап 1. Привлечение детей и подростков с девиантным поведением в систему дополнительного образования

Это наиболее сложная задача для педагога дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования — это сфера реализации интересов личности, а у несовершеннолетних, характеризующихся сформированным отклоняющимся поведением, такие интересы, как правило, ограничиваются девиантным полем самореализации. Требуются дополнительные усилия по привлечению данного контингента несовершеннолетних к участию в объединениях дополнительного образования. Анализ существующей практики показал, что сегодня сложи;

лось три основных пути привлечения трудных подростков в учреждения дополнительного образования детей (табл. 3.5).

Таблица 3.5

Способы привлечения трудных подростков в систему дополнительного образования детей.

Способ привлечения.

Содержание деятельности.

Возможные проблемы.

Пути решения проблем.

Агитационная работа.

Информация в печатных средствах массовой информации; видеосюжеты по каналам местного телевидения и в школах; рекламные афиши; визитки, буклеты (распространяются среди детей); дни открытых дверей; выставки работ воспитанников детских объединений; концерты.

Преобладание девиантных интересов исключает детей и подростков с отклоняющимся поведением из целевой аудитории перечисленных мероприятий.

Проведение целевых мероприятий для детей и подростков группы риска (например, состоящих на различных видах учета), в ходе которых они могут попробовать реализовать себя в деятельности, альтернативной девиантной.

Интеграция с образовательными организациями общего и профессионального образования.

Взаимодействие с классными руководителями; организация объединений дополнительного образования на базе школ и учреждений среднего профессионального образования; участие в реализации школьных профилактических программ в качестве партнера; организация объединений для трудных подростков в каникулярное время.

Трудности межведомственного взаимодействия, информационного обмена, различия в целевых ориентирах профилактической работы.

Проведение совместных педагогических советов с общеобразовательными организациями и организациями среднего профессионального образования, участие в координационных советах по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Использование ресурсов сверстнического взаимодействия.

Организация фестивалей молодежных субкультур; работа молодежных агитбригад и волонтерских отрядов; организация форумов на сайте учреждения; создание страничек организации дополнительного образования детей в социальных сетях.

Общение с носителями девиантных ценностей может стать фактором десоциализации участников объединений дополнительного образования.

Организация профилактической работы, направленной на формирование устойчивой социальной позиции обучающихся, развитие просоциальных смысложизненных ориентаций участников объединений.

Выбор форм и методов привлечения детей и подростков с девиантным поведением в объединения дополнительного образования зависит от задач и возможностей образовательных организаций. Каждое учреждение дополнительного образования имеет свои, сложившиеся традиции расширения контингента обучающихся. Опишем лишь отдельные примеры реализации приведенных в таблице способов.

Примеры

1. Одной из задач МОУ ДОД «Центр детского творчества „Горизонт“» г. Ярославля является привлечение в объединения подростков группы риска для обеспечения их занятости и профилактики безнадзорности и правонарушений. Для решения данной задачи мы проводим игру «Форд Боярд» для школьников, состоящих на различных видах учета.

Через рассылку по электронной почте и городское методическое объединение социальных педагогов в школы передается информация о месте и времени проведения игры. Участники команд с азартом выполняют различные сложные задания, в которых необходимо проявить ловкость, смекалку, выносливость. Большое значение имеет умение ребят работать в команде и дисциплина. Получив маршрутные листы, команды, выполняя задания на разных станциях, на скорость зарабатывают ключи и подсказки.

Команды школ состоят из трудных подростков, из тех, кому требуется помощь в организации продуктивного досуга. Игра призвана заинтересовать детей, дать им информацию об объединениях центра, познакомить с возможностями, которые у них появятся, когда они станут воспитанниками центра. Участвуя в игре, подростки незаметно для себя решают задачи самоопределения и саморазвития.

2. Взаимодействие социального педагога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Архангельска и тренера-преподавателя ДЮСШ № 4 отделения конькобежного спорта начинается с совместного планирования мероприятий, направленных на привлечение учащихся в спортивное объединение[2]. В первую очередь информация о спортивной секции предоставляется учащимся, которым рассказывается об истории конькобежного спорта, о достижениях в данном виде спорта как в России, так и за рубежом. Не забываются достижения местных спортсменов. Для примера приводится информация о старшеклассниках, которые успешно занимаются конькобежным спортом. Информация предоставляется учащимся с использованием мультимедийных презентаций. Далее каждому ребенку в классе вклеивается в дневник памятка с наименованием спортивной секции, режимом работы, телефоном тренера. Дополнительно указываются также привлекательные стороны секции, например бесплатные занятия, бесплатная выдача спортивного инвентаря, присутствие родителей на тренировках и наблюдение за своими детьми, свободный доступ на соревнования, возможность выезда и отдыха в летнем детском оздоровительном лагере в области. Аналогичная информация дублируется для родителей с использованием сети Интернет, через информационные порталы и социальные сети (ВКонтакте, Дневник.ру). Стоит отметить, что информирование родителей и учащихся не является разовым: тренер-преподаватель и социальный педагог неоднократно информируют родителей и учащихся о занятиях в секции.

Следующий этап заключается в том, что тренер или социальный педагог (по договоренности) собирает детей у школы и приводит их самостоятельно на занятия. Опыт работы по привлечению учащихся в дополнительное образование показал то, что дети не всегда знают расположение секции или творческого объединения, хотя и живут в том же микрорайоне. Они нуждаются в том, чтобы им помогли дойти до стадиона, показали, где проводятся занятия. На данном этапе, учитывая, что занятия проходят днем и не все родители могут привести своего ребенка, сопровождение учащихся на первые два-три занятия ложится на плечи тренера ДЮСШ и социального педагога школы.

Подобное взаимодействие специалистов и организаций не только сохраняет контингент обучающихся в спортивной секции, но и позволяет проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Зачастую молодые любители культуры граффити оставляют свои красочные «автографы» на заборах и стенах промышленных зданий. В Ярославском Дворце молодежи решили: не нужно отлавливать «граффитчиков» по переулкам, а надо создавать им условия для легального творчества. Молодые люди должны воспринимать граффити как искусство, а не как возможность исписать стену ругательствами.

Чтобы ярославские «мастера баллончика» безбоязненно давали волю своей фантазии, более семи лет при поддержке Управления по молодежной политике вместе с магазином товаров для граффити в Ярославле организуется городской конкурс «Arton Barbecue Weekend», а с 2013 г. во Дворце молодежи действует специальная школа для будущих райтеров. Будущие «граффитчики» посещают курс лекций по основам композиции, сочетанию цветов и правилам соблюдения пропорций. В ходе обучения проходят мастер-классы по созданию оптических иллюзий на стенах и асфальте, а также по орнаментам и символике разных народов мира.

Обучают посетителей курсов искусству «правильного» настенного рисования профессиональные художники и активисты творческого объединения «Graffiti People». Программа обучения рассчитана на полгода, занятия проводятся один раз в неделю по воскресеньям. В первой части программы преподаватели делают акцент на теории рисования, и лишь ближе к концу курса студенты приступают к практическим занятиям — непосредственно к настенному рисованию.

Руководители молодежных творческих объединений считают, что такая школа поможет в борьбе с вандалами, ведь вандализм — это агрессивный выплеск накопившейся творческой энергии, яркий пример того, что искусство далеко не всегда конструктивно. В планах руководителей школы — договориться с городскими чиновниками о том, чтобы райтерам разрешили расписывать стены легально, выделив им для этих целей несколько заброшенных зданий и строений в городе.

Как показывает опыт, организация целенаправленной систематической работы по привлечению трудных подростков в систему дополнительного образования дает хорошие результаты. Применение деятельностных методов рекламы объединений (дни открытых дверей, мастер-классы, открытые фестивали и т. д.) позволяет несовершеннолетним с проблемами поведения получить новый опыт переживания успеха в деятельности, альтернативной девиантной, сформировать мотивацию на творческое саморазвитие. В то же время просто привести таких детей в объединения дополнительного образования бывает недостаточно: гораздо более сложная задача удержать их там. На ее реализацию направлен следующий этап работы.

Этап 2. Установление продуктивного контакта с девиантным ребенком

Задача педагогов дополнительного образования на втором этапе сопровождения — установить продуктивный контакт с ребенком. Наибольшую эффективность на этом этапе в практике нашей работы показала технология установления контакта с дезадаптированной личностью, разработанная Л. Б. Филоновым (табл. 3.6).

Таблица 3.6

Технология установления контакта с дезадаптированной личностью[3]

Стадия

взаимо

действия

Основная

тактика

Признаки успеха тактики

Результат стадии

Стадия накопления согласия.

Одобрение, согласие, безусловное принятие.

Паузы после ваших вопросов становятся короче; начинают преобладать собственные сообщения собеседника, возникают его непроизвольные объяснения и дополнения к уже сказанному; уменьшается количество односложных ответов и реактивных вопросов (вопрос на вопрос).

Напряженность начальных отношений (как исходное состояние) сменяется расслабленностью (релаксацией). Сверхконтроль, присущий начальной фазе отношений (как результат ожидания воздействия с вашей стороны), сменяется вначале наблюдением за развитием отношений, а затем включенностью в общение по линии согласия. Тревожность и напряженность уменьшаются.

Стадия поиска нейтральных интересов.

Ровное отношение — искренняя заинтересованность, подчеркивание уникальности личности.

Находится одна тема, равно приемлемая для обеих сторон (основной признак); периодическое возвращение.

П род ол жител ьное и непрерывное общение по поводу одного и того же интереса способствует первоначальному взаимодей;

Стадия

взаимо

действия

Основная

тактика

Признаки успеха тактики

Результат стадии

к одной теме; появление общего фонда слов и выражений; поток сообщений по этой теме приобретает характер внезапно возникших воспоминаний

ствию (по типу сотрудничества), которое может продолжаться. Образуются предпосылки и возможности для того, чтобы этот стиль распространялся и на другие темы разговора. Создается ожидание повторения положительных эмоций

Стадия принятия качеств, предлагаемых для общения

Принятие того, что предлагает партнер, авансирование доверием

Появление критичных замечаний в свой адрес; партнер выражает первые сомнения в устойчивости и достоверности своих качеств, определенных им ранее в ваших глазах

В результате данной стадии вы получаете диагностический материал для работы по оптимистической стратегии. Акцентируете в сознании клиента его положительные качества и необходимость их развития

Стадия выявления качеств, опасных для взаимодействия

Рациональное сомнение, выяснение неясностей.

Постепенный переход от обсуждения ситуации к обсуждению личности. Конфиденциальность

Своеобразное самообнажение и самообвинение, проявляющиеся в высказываниях вашего партнера о его поведении («Я обычно бываю чересчур резким (ой) в таких ситуациях», «Я не могу действовать уверенно в этих обстоятельствах»); рассказы собеседника о себе как о другом человеке («рассказы о приятеле, подруге»), которому приписываются отрицательные свойства, чтобы установить, как они будут приняты

В результате поисков, направленных на выявление отрицательных качеств партнера, вы обнаруживаете те его черты, которые не проявлялись ранее и не были вам известны. В ходе выявления таких качеств вы должны учитывать также способы их сокрытия и выявить мотивы маскировки. Именно поэтому становится более понятной роль таких качеств в структуре личности собеседника

Стадия

выявления

Выявление предпочитаемых

Отождествление,

приравнивание,

Начало высказываний о себе, своих действиях,

Стадия

взаимо

действия

Основная

тактика

Признаки успеха тактики

Результат стадии

особенностей идентификации.

и избегаемых в общении и взаимодействии личностных качеств. Выявление особенностей самооценки. Корректировка системы ценностей.

уподобление той или иной группе участников ситуации; выделение положительных и отрицательных персонажей произошедших событий.

а также о действиях других людей в тех выражениях, которые являются характерными для него.

Обращение к вам как к эксперту: «А как бы вы ответили?», «Как бы вы в таком случае поступили?» и пр.

Стадия выработки норм взаимодействия.

Делегирование полномочий. Поощрение активности. Постепенный переход к самоконтролю.

Существенным показателем наступившего этапа является также предложение решать какой-либо спорный вопрос так, как вы считаете нужным. Разновидностью подобного поведения является предложение вам самому делать выбор при возникновении множества вариантов.

Показателем также являются высказывания типа «как мы условились…», «как мы договорились…», «как мы решили…» ит.д.

Основной результат — понимание не только качеств партнера, но также мотивов и причин его действий. Кроме того, в ходе общения вы способствуете формированию у него различных психологических состояний, которые облегчают контакт — прежде всего комфортности, защищенности, которые происходят от внутренней уверенности в вашей помощи при решении проблем.

После того, как продуктивный контакт с несовершеннолетним установлен, следует поработать с его эмоциональным состоянием.

Этап 3. Коррекция тревожных состояний и деструктивных эмоций девиантного ребенка

Как утверждает Е. В. Змановская, девиантное поведение оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу ребенка[4]. При этом необходимо понимать, что реакции окружающих на поведение ребенка носят негативную эмоциональную окраску, и в ответ на эту реакцию у него появляется широкий круг негативных эмоций, особенно тревога, страх и агрессия. Существует два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний: уменьшение их силы и выработка альтернативных реакций.

Наблюдения К. К. Лютовой и Г. Б. Мониной показали, что эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи[5]. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение (как мышечное, так и эмоциональное), можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Помимо релаксационных упражнений очень полезными являются и игры с песком, глиной, водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.). В. Оклендер рекомендует при работе с тревожными детьми устраивать импровизированные маскарады, шоу, просто раскрашивать лица красками. Участие в таких представлениях, по ее мнению, помогает детям расслабиться[6].

Педагоги дополнительного образования отмечают, что у детей и подростков, характеризующихся проблемами в поведении, часто возникают тревожные состояния и агрессия в ситуациях публичной презентации своих достижений. Возможно, это связано с тем, что у таких детей просто нет опыта положительной оценки их действий и поступков: родители их наказывают, учителя критикуют, родители сверстников запрещают своим детям с ними дружить. Поэтому у ребенка возникает привычное ожидание негативной оценки окружающих на его действия.

В нашей практике хорошо зарекомендовали себя несколько упражнений, позволяющих быстро снять тревожность и негативные эмоции в ситуациях мобилизации ребенка (например, перед выступлением).

  • [1] Кузнецова И. И. Психологическая поддержка. Принцип работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог. 2000. № 29—30. С. 23—37.
  • [2] Буланова Н. Б. Опыт взаимодействия социального педагога с учреждениями дополнительного образования // Вестник ТОГИРРО. 2013. № 2. С. 479—480.
  • [3] Филонов Л. Б. Технология установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. М., 1994. С. 124—129.
  • [4] Змановская Е. В. Девиантология. М., 2004.
  • [5] Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб. :Речь, 2005.
  • [6] Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии: пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой