Этико-педагогические идеи в отечественной педагогике
Много высказываний этического характера имеется в сложном и противоречивом комплексе педагогических идей Л. Н. Толстого. Нравственность учителя, по мнению писателя и педагога, выражается прежде всего в его умении сделать ребенка свободным в учении. А мера свободы ученика зависит от свободы личности учителя и высокого уровня ее развития. Важнейшим нравственным качеством личности педагога… Читать ещё >
Этико-педагогические идеи в отечественной педагогике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Большой вклад в развитие педагогической этики внесли русские и белорусские просветители, философы, писатели, педагоги. Богатым источником этико-педагогических идей является наследие Ф. Скорины, С. Полоцкого, М. В. Родевича, А. Е. Богдановича, Я. Коласа и многих других прогрессивных мыслителей белорусского народа.
В центре внимания Ф. Скорины [1490 — 1541] находился духовный мир человека и этика его поведения. В основе его этической концепции заложена мысль о необходимости и возможности постоянного совершенствования человеческой природы, о том, что от этого зависит совершенствование общественной жизни. В своих творениях он восхваляет людей, которые стремятся к познанию, к духовности, любят свой край и родную природу. Самая характерная особенность этико-гуманистического мировоззрения Скорины — патриотизм. Он был основателем национально-патриотической традиции в истории белорусской культуры, на которой выросло не одно поколение учителей и воспитателей.
На чрезвычайно важную роль школы и учителя в обучении и воспитании учащихся указывал известный белорусский просветитель Симеон Полоцкий [1629−1680]. Его педагогическая концепция основывалась на убеждении, что ребенок не рождается с определенными чертами и свойствами личности. Многое в становлении ума и характера человека зависит от тех, кто осуществляет его обучение и воспитание — от родителей и учителей [7,c. 103]. В связи с этим он предъявлял к учителям самые высокие требования. В стихах «Учитель», «Учитися и учити», «Учяй, а не творяй» С. Полоцким дана подробная характеристика тех нравственных качеств, которыми должен владеть педагог. На первом месте — владение искусством обучения и воспитания, профессиональное мастерство, честность и любовь к воспитанникам. Педагогическая деятельность Полоцкого в качестве преподавателя братской школы в Полоцке [1656−1664 гг.] подтверждала справедливость и жизненность этих требований, необходимость их соблюдения в работе с детьми.
В XIX веке вопросы этики педагога разрабатывал белорусский педагог, литературный и театральный критик М. В. Родевич [1838−1917]. Он считал высоко профессиональным и нравственным педагога, который умеет наладить хорошие взаимоотношения с учениками, разумно организовать свою жизнь и поведение. М. Ф. Родевич отрицал всякого рода физические наказания в школе и видел потенциал совершенствования педагогического процесса прежде всего в умении учителя сформировать сознательное отношение ребенка к учению.
Белорусский этнограф и лингвист, замечательный педагог А. Е. Богданович [1862−1940], отец талантливого белорусского поэта М. Богдановича, высказывал мысли, что «учителю необходимы основательная научная подготовка, знание дидактики, а также глубокое понимание психологии детей» [1, с. 233]. По его мнению, именно обширные профессиональные знания являются основой педагогического авторитета и положительного личного примера наставника, которые нужно рассматривать как категории педагогической этики.
Известный белорусский поэт и прозаик Я. Колос в XX столетии талантливо раскрыл нравственный облик народного учителя в романе «На росстанях», подчеркнул, что основа нравственности педагога — его патриотизм, любовь к родине и своему народу, стремление отдать всего себя служению делу просвещения простых белорусских людей.
Развитие педагогической морали в Беларуси происходило в тесной связи с развитием этики учителя в России. Качественно новый этап в формировании педагогической морали связан с именами русских мыслителей, писателей и педагогов XVIII — XIX веков. Одним из таких ученых-педагогов был М. В. Ломоносов [1711−1765], с именем которого непосредственно связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII столетия. Воспитание ученый считал главным фактором развития человека, а его целью — формирование человека-патриота, стержневыми качествами которого, по его мнению, должны быть высокая нравственность, любовь к познанию, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Отчизны. Такие же требования он предъявлял и к нравственному облику учителя, призванного профессионально осуществлять дело просвещения, воспитания.
Идея особых нравственных требований к тем, кто обучает и воспитывает детей на профессиональной основе, получила широкое распространение в России того времени. В частности, ей отводилось важное место в программных документах и педагогической деятельности декабристов и русских революционеров-демократов.
Отличительными особенностями педагогической деятельности декабристов являлись уважение к личности ребенка и удовлетворение потребностей его подвижного, быстро развивающегося организма, забота о здоровом и радостном настроении воспитанников как необходимом условии их духовного роста; протест против деспотизма родителей и учителей по отношению к детям, против телесных наказаний; свобода в обучении, воспитание гуманного отношения к людям, сочетаемое с формированием чувства глубокого патриотизма, преданности идеалам свободы, отношения к человеку как к высшей ценности бытия, гармонизации личных интересов человека с общественным благом.
Впервые в философской литературе наиболее правильное для своего времени толкование вопроса этики педагога и роли его авторитета в нравственном воспитании дал А. И. Герцен [1812−1870]. В романе «Былое и думы» он в художественной форме повествует и размышляет о становлении души юного человека, о взаимоотношениях его с учителями и воспитателями, о роли нравственного примера учителя в воспитании.
Значительное внимание нравственности личности учителя уделено в трудах Н. Г. Чернышевского [1828−1889] и Н. А. Добролюбова [1836−1861]. Они считали, что доверять воспитание детей можно лишь всемерно образованным людям, имеющим глубокие знания, твердые прогрессивные убеждения и идеалы. В «Очерках политической экономии» Н. Г. Чернышевский на вопрос «Кого можно назвать образованным человеком?» отвечает следующим образом: «Три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова» [13, с. 549]. Это высказывание представляется педагогическим и нравственным кредо Н. Г. Чернышевского. Он считал, что действовать на учащихся следует мерами убеждения, а не принуждения и пользоваться при этом средствами, которые пробуждают у детей интерес к учению.
Большое внимание вопросам педагогической этики уделял Н. А. Добролюбов. В статье «О значении авторитета в воспитании» он подчеркивал, что истинным воспитательным авторитетом среди учеников пользуется высокообразованный и всесторонне развитый педагог, представляющий собой образец моральной чистоты, любящий детей и уважающий их права.
Огромное значение в развитии педагогической этики имеют педагогический опыт и научное наследие К. Д. Ушинского [1824−1870]. Основные положения педагогической этики по К. Д. Ушинскому следующие:
- · учитель должен быть образованным, теоретически подготовленным в области педагогики и психологии человеком;
- · педагогу необходимо иметь твердые и ясные гражданские и профессиональные убеждения, без которых невозможен вдохновенный и творческий педагогический труд;
- · учитель должен искренне любить детей.
В России XIX века было много последователей выдающегося педагога, которые продолжали развивать его этико-педагогические идеи. В частности, В. И. Водовозов [1825−1886] говорил о необходимости преодоления учителем нравственного недостатка, обусловленного недостаточной мобильностью педагога в собственном духовном развитии адекватно времени. Этим недостатком является «старчество», догматическое представление об окружающей действительности, мешающее учителю понимать молодежь в контексте современности, положительно влиять на ее духовное становление.
Н.Ф. Бунаков [1837−1904] развивал этику взаимоотношений педагога с родителями учащихся. Д. Д. Семенов [1834−1902] подчеркивал влияние на воспитание детей господствующих в учебных заведениях нравов и придавал большое значение профессиональной солидарности и сплоченности учителей, духу их единства, основанного на любви к детям, к школе, педагогическому деле.
Много высказываний этического характера имеется в сложном и противоречивом комплексе педагогических идей Л. Н. Толстого [1828−1910]. Нравственность учителя, по мнению писателя и педагога, выражается прежде всего в его умении сделать ребенка свободным в учении. А мера свободы ученика зависит от свободы личности учителя и высокого уровня ее развития. Важнейшим нравственным качеством личности педагога в понимании Л. Н. Толстого предстает любовь: любовь к жизни, бытию в целом; любовь к педагогическому делу, призвание к работе с детьми; любовь к детям. Нравственным и профессионально-педагогическим кредо писателя и просветителя является высказывание о том, что, «если учитель имеет только любовь к делу — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и к ученикам, он совершенный учитель» [12, с. 289 — 292].
Заслуга белорусских и российских просветителей, педагогов в развитии идей педагогической этики в том, что они выдвинули как важнейшие требования к нравственному облику педагога гражданственность и преданность Отчизне, гуманность, высокую образованность и теоретическую подготовку к осуществлению обучения и воспитания.