Дидактическая игра на уроке
Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение; не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Нужно вовремя поставить точку, чтобы не только не только не пропало созданное игрой приподнятое настроение, но и не расфокусировалось направленное на изучаемый материал внимание. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания (например: «Еще два… Читать ещё >
Дидактическая игра на уроке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Историческое образование сегодня — один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной системы образования. Перед учителем истории он ставит важные цели и задачи, решение которых способствует обучению и воспитанию нового поколения.
Так, общей целью исторического образования учащихся является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, развитие личности на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейшим достижениях мировой культуры. Из цели вытекают и задачи исторического образования:
обеспечить учащихся историческими знаниями об опыте человечества, т, е. создать условия для овладения ими определенной системой знаний, умения ориентироваться в исторических сведениях, понимать и давать объективную оценку историческим событиям в их взаимосвязи.
на основе развития эмоциональной сферы личности средствами воздействия на нее исторических образов воспитывать уважение и пробудить уважение и пробудить интерес учащихся к истории и культуре своего и других народов, сформировать творческое отношение к миру.
развить личность учащихся на основе овладения историческими знаниями «языком культуры (при этом собственно интеллектуальные способности могут развиваться на основе мыслительных операций по составлению и анализу исторических фактов).
Реализация целей и задач исторического образования происходит больше всего во время основной формы организации учебно-воспитательного процесса — на уроке. Эффективность достижения целей и задач зависит от эффективного использования на уроке того или иного метода, приема.
В данной работе рассматривается психологический и методологический аспекты использования такого методического пути, как познавательные игры, которые повышают творческую активность и самостоятельность учащихся, приводят их к новым знаниям, или новым способам приобретения знаний.
Повышение эффективности урока в современных условиях требует прежде всего продуманного и умелого использования учителем идей оптимизации учебно-воспитательного процесса. При этом оптимальным называют такое обучение, которое обеспечивает достижение максимально возможных для данных условий (школа, состава и уровня подготовки учащихся, наличие средств обучения результатов в образовании, воспитании и развитии школьников без превышения отводимых учебным планом и школьным порядком времени на классную и домашнюю работу учащихся и учителей)(2, с.391).
Что такое современный урок?
Существует множество определений понятия «урок» как главного для учителя вида педагогической деятельности. Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока.
Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определить все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом этапе. Хороший урок отмечает плановость, четкость построения. Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведение цели и плана урока до сознания школьников. Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться.
Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычеркиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.
Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока.
Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.
Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.
Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.
Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовкой учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла.
Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.
Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, и в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средство, методы, организационные моменты.
От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока.
Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований. (10, с.203).
Как известно, система уроков по любому предмету имеет циклический характер, обладая периодичностью в дидактическом смысле. Обычно цикл связан с крупной смысловой единицей учебного материала — темой курса — и имеет следующие дидактические части:
изучение нового материала ;
закрепление материала ;
повторение изученного ранее;
контроль (диагностика) знаний;
применение знаний к решению задач;
формирование практических умений и навыков.
В соответствии с этим тематический цикл уроков содержит различные их виды :
уроки изучения нового материала ;
комбинированные уроки ;
уроки применения знаний, формирования практических умений и навыков.
уроки повторения ;
уроки контроля.
К каждому виду урока предъявляются специфические требования, но разработаны и применяются общие критерии, которым должен удовлетворять урок.
Оценка качества и результативности даже одного урока является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В опыте передовых учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного урока :
создание и поддержание высокого уровня познавательного;
объем и прочность познавательной информации, полученной школьниками;
формирование и тренинг способов умственных действий учащихся ;
вклад в формирование личностных качеств школьника, и в первую очередь самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;
высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.
Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходовании времени урока, применением разнообразного арсенала методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, главными из которых являются любовь к делу и любовь к ученикам.
Особое значение в целях оптимизации обучение имеет планирование учителем образовательных, воспитательных и развивающих задач урока, а так же познавательной деятельности на уроке учащихся различного уровня успеваемости с учетом их индивидуальных интересов и особенностей. В конечном итоге качество урока определяется его результативностью в трех основных направлениях: формирование глубоких и прочных знаний учащихся, в их воспитании, развитии познавательных способностей, умений и навыков самостоятельной работы.
Требование к уроку истории:
. Основное содержание урока должно быть усвоено на самом уроке.
. Полноценность исторического содержания урока (научность, увлекательность, целесообразность).
. Полноценность педагогического замысла (правильное определение целей и задач урока, оптимальное определение нагрузки учащихся постановка мотивации учения).
. Активизация деятельности уже на всех этапах урока (активная роль учителя, больше самостоятельности).
. Правильный выбор типа, вида, модели урока, его структуры, методов.
Результативность урока. (29, с.198).
Урок — это форма организации обучения, живая и гармоничная частица педагогического процесса. Любой урок должен органично вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты.
Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным воплощением и выражением той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок — это показатель производительности труда учителя и учащихся.
Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны. Выборы формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, каких-то психологических особенностей, контакта учителя с учениками.
В данной работе мы рассмотрим такую форму нетрадиционного урока как игра.
Чтобы рассмотреть дидактическую игру на уроке истории, необходимо понять, что же такое игра вообще и что есть игра дидактическая. Дидактическая игра — это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение — это «процесс целенаправленной передачи общественно — исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков», можно сказать, что дидактическая игра — условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.
Понимание сущности дидактической игры позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты):
деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер;
условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на не отождествлённость образа и его объекта. В нашем случае, имеется в виду такая деятельность, которая осознается как «невзаправду», «понарошку» (К.С. Станиславский выражает это словами «если бы» или «как будто»). (9, с.12).
Но не всякая деятельность в условных ситуациях является игрой. Задача в учебнике по математике тоже условна: в ней отражена какаято конкретная ситуация и ставится конкретная условная ситуация и ставится конкретный вопрос, ответ на который явится решением этой ситуации. Но это не игра, хотя она может стать игрой, если условия задачи, например, будут настолько увлекательны для школьника (показаны с помощью игрушек или сценкой из кукольного спектакля, или задача вписывается в увлекательный контекст), что он не будет воспринимать ее как задачу, решая ее он прежде всего играет, а уж потом уже учится.
Хороший пример упоминает исследователь игры Ф. И. Фрадкина: «Учительница математики объявила: «Девочки, у нас организуется математический кружок. Кто хочет записаться? «- мы переглянулись и подумали: наверно, это будет самый скучный кружок, чем будут заниматься юные математики? Решать по учебнику задачи и примеры? … «Не думаю, чтобы вы там скучали «- сказала она (учительница. -Л.Б.). Давайте для пробы решим древнегреческую задачу «Жизнь Диофанта» «Учительница прочла нам условия задачи, которое было выбито на надгробном памятнике ученого математика Древней Греции. Мы долго думали, но все-таки расшифровали надгробную надпись. Мы так заинтересовались этим, что стали просить у Людмилы Владимировны еще и еще задач. «А вы приходите на занятие математического кружка, там и будете решать», — сказала учительница. Ясно, что привлекла девочек фабула предложенной им задачи — то, что им пришлось, как путникам, к которым обращена надпись на гробнице, «расшифровать» ее.
Занимательная подача условий задачи превратила ее в ролевую игру.
Таким образом, деятельность, чтобы быть игрой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре — не цель, а средство. А вот занимательность — цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.
Возвращаясь к сравнению игры и учения, важно заметить, что игра жизнеспособна, когда в ней присутствует элемент непредсказуемости. Если деятельность полностью предсказуема, то она перестает быть игрой.
Важно заметить, что именно термин «занимательность» точно отражает суть игры (а не забавность, развлекательность, состязательность). В забавности или развлекательности есть элемент отсутствия деятельности; далеко не все игры состязательны. В то же время понятие «занимательность» отражает больше увлеченность деятельностью; оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого — нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры.
Как создается игра, какова ее структура?
Игра как таковая, имеет два компонента: деятельностный и условный, которые могут наполняться разным содержимым и делать одну игру совершенно не похожей на другую, но тем не менее эти два компонента просматриваются в каждой игре. Именно условный характер превращает ту или иную деятельность в игру. Если мы рассмотрим деятельностный аспект без условного, то получится не что иное, как труд или упражнение.
Игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры: обычно образовательный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий — содержанием деятельностного компонента.
В дидактической игре отчетливо просматривается двойственный характер: при объяснении игры для детей главное — сама игра, а для учителя главное — дидактический результат (методическое значение игры).
Для детей увлекательная условность делает незаметной, эмоционально положительно окрашенной и увлекательной монотонную деятельность по усвоению, повторению, закреплению или усвоению информации. Упражнения и задачи из школьных учебников — это не игра, так как детям часто неинтересно содержание задачи или упражнения, но если занимательной условности придается большое значение, то учебное задание становится игровым заданием, а иногда превращается в настоящую игру.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ.
. Выбор игры На этом этапе происходит отбор содержания исторического материала для игр на основе изучения учителем программы, тематического плана, учебника, методической литературы. Отобрав игры, соответствующие программному содержанию, учитель должен четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание формулировка правил, ход игры.
. Подготовка игры а) Предварительная подготовка учащихся к игре.
Не все игры содержат этот этап. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны сделать в ходе подготовительной работы. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность. И вообще, не следует перегружать детей подготовкой к игре, лучше стараться помогать им уже в ходе самой игры: воодушевить, подсказать верное решение (когда это возможно), поддерживать высокий тонус и т. д.
б) Подготовка непосредственно перед игрой.
Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения (переставить столы, включить музыку, приготовить к использованию ТСО, вывесить схемы, картины); проверить готовность учащихся к игре.
.
Введение
в игру а) Предложение игры детям.
Обычно организатору игры достаточно сказать: «А теперь давайте поиграем в …» или «А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру» или «В связи с этим есть такая игра…». Этого достаточно, чтобы ребята обрадовались и настроились на другой характер работы. Желательно, чтобы при предложении игры говорилось ее название. Тогда в дальнейшем сами ребята смогут проявить инициативу в построении и планировании учебно-игровой деятельности. Но иногда возможны какие-то необычные формы предложения.
б) Объяснение правил игры.
Необходимо сформулировать их кратко и конкретно. Многое усвоится в самой игре, если кому-то что-то не понятно.
в) Выбор участников игры Представьте, что учителю нужно выбрать четырех участников для игры, а в классе нет желающих. Если учитель сам выберет игроков, часть активных ребят тут же могут с негодованием «выключиться» из игры, потому что не их выбрали. Они найдут, на что обидеться. Но можно сделать иначе — тот же выбор игроков обыграть, преследуя образовательные и дисциплинирующие цели. Учитель объявляет: «Для игры нужно четыре участника, но поскольку желающих много, мы поступим так: на доске нарисована головоломка. Первые четыре человека, которые быстрее других в тетради напишут решение и будут участниками». Тогда уже для возмущений будет меньше поводов, так как выбор был осуществлен по справедливости.
Есть много других возможностей выбора участников: например, сначала играют те, у кого фамилия на букву «П», те, у кого день рождения в декабре, те, кто сидит на последних партах или учащиеся с 15-го по 19-й номер согласно списка в журнале и т. п. Это тоже небольшой игровой элемент (когда выбирает фортуна). Для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше. Кто может фиксировать ошибки, другой — контролировать время и т. д.
Чтобы учащиеся ясно представляли, что от них требуется, как от участников игры, можно им предложить «Памятки участников игры». (см. приложение № 1).
. Ход игры Несмотря на важность дидактического результата, при проведении игры необходимо понять, что методическое содержание — это скрытая часть «айсберга», которая должна волновать учителя до начала игры. Как только игра началась, главное — это игровое действо. Ведь чем интереснее и занимательнее игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.
а) Начало игры.
На этой стадии можно уточнить некоторые нюансы, касающиеся правил игры. Они проясняются в игре первых же участников. И тогда учителю нужно остановить игру и кратко объяснить, что нарушено и как правильно нужно участвовать в игре. Но не менее важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это «в руках» организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями «Ускоряем темп!», «Долгая пауза!»…
б) Развитие игрового действа (кульминация).
На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников, и зрителей (если таковые есть). Организатору важно следить за выполнением правил и иногда «добавить поленья в горящий костер», то есть подбодрить проигравшего, заметить что-нибудь интересное в его участии, кроме того, можно подзадорить болельщиков или зрителей и т. д. Если в начале игры нарушение правил можно простить, то сейчас всякое нарушение должно быть четко отмечено, участники получают штрафные очки или выходят из игры.
в) Заключительный этап игры.
Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение; не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Нужно вовремя поставить точку, чтобы не только не только не пропало созданное игрой приподнятое настроение, но и не расфокусировалось направленное на изучаемый материал внимание. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания (например: «Еще два участника и мы заканчиваем!»). У ребят, таким образом, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры. Это один из приемов, чтобы избежать того момента, когда дети всем классом будут просить: «Ну давайте еще поиграем!»; это облегчит переход к другим видам деятельности.
. Подведение итогов (оценка и поощрение школьников).
Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим и что помогло ему достичь победы).
Сложен момент объявления результатов соревнования, занимающего большую часть урока или даже выходящего за его пределы (исторической викторины, конкурса и т. д. Ведь класс может перессориться, так как для каждого принимавшего участие его группа всегда кажется лучшей. А иногда так получается, что лучше участвует группа, которая меньше всего готовилась (хороший экспромт). Естественно, другим группам, которые потратили много времени на подготовку, обидно. Учитель должен понимать все это и умело принимать решения. Ведь жесткие эмоциональные конфликты не входят в расчет педагогов. Нездоровый эмоциональный фон в ученическом коллективе после игры, проведенной на уроке, — вина учителя.
Чтобы избежать этих проблем, необходимо:
- а) перед началом подготовки к игре четко объявить критерии (лучше, чтобы школьники записали их в тетрадь), по которым будет производиться оценка результатов;
- б) конкретно обнародовать результаты. Итоги соревнования иногда имеет смысл объявлять не сразу после его окончания. Их можно будет огласить на следующем уроке или опубликовать в школьной газете. Страсти поутихнут, да и учитель сумеет учесть все тонкости, чтобы оценить игроков справедливо. Хотя, конечно, нельзя забывать, что школьники очень ждут результатов игры и хотят знать их как можно скорее;
- в) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;
- г) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.
. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния) Для оценки игровой деятельности самими учащимися можно предложить им «Карточки оценки результативности игры». (см. приложение № 2). (13, с.54).
Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса (понимает, что игра удалась или наоборот), все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю, однако, важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведение последующей игры — с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, не смотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести этот этап — он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.
Конечно, хорошо бы провести обсуждение или анкетирование о прошедшей игре. Но если времени совсем не остается, можно воспользоваться методикой А. Н. Лутошкина, которая называется «Цветопись». Ее цель — оценка учащимися своего эмоционального состояния в ходе какого-либо мероприятия. Данные об эмоциональном состоянии каждый ученик заносит в клеточку — против своей фамилии в списки (который вывешивается, например, на стенде в классе), цветным карандашом (это учащиеся могут сделать на перемене). Каждый цвет обозначает разное настроение: красный — восторженное, радостное, активное настроение, оранжевый — радостное, светлое, желтый — светлое, зеленый — спокойное, ровное, синий — грустное печальное, фиолетовый — тревожное, тоскливое, черный — состояние крайне неудовлетворительности. Такая цветоматрица поможет учителю «увидеть» настроение коллектива, определить общий и индивидуальный характер эмоционального состояния школьников.
Опыт организации игр позволяет выделить следующие этапы постепенного развития творческой инициативы в игровой деятельности учащихся:
- а) инициатива, организация и ведение игры — деятельность учителя, ученики являются участниками игры;
- б) учитель выбирает, организует и ведет игру, но ему помогают активные ученики;
- в) ученики придумывают или выбирают, а так же помогают организовывать игру учителю;
- г) ученики придумывают или выбирают, организовывают тгру, а учитель им помогает;
- д) ученики-инициаторы игры, а учитель — либо участник, либо зритель, либо консультант.
Игра — это вид деятельности, где ребенок может проявлять себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры. Учитель должен стремится развивать инициативу учащихся как в подготовке и организации, так и в создании новых игр. Учитель постепенно передает свои позиции лидера в организации игровой деятельности, становясь косвенным организатором. Таким образом, происходит постепенное развитие самостоятельности учащихся, а учитель постоянно отходит от роли организатора к роли консультанта, участника игры или даже простого зрителя. Он как бы передает эстафетную палочку игрового творчества учащимся, реализуя развитие по настоящему партнерских взаимоотношений, приобретая замечательных помощников в организации учебно-игровой деятельности.