Теоретико-методологические основы по проблеме формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой психического развития
Постепенно ребенок начинает прогнозировать эмоциональные результаты собственной деятельности. Ожидая, как обрадуется его мама, когда он готовит ей подарок, предпочитая это привлекательной игре. Именно в период дошкольного детства ребенком осваиваются высшие способы экспрессии — выражение чувств посредством мимики, пантомимики, интонации, что ему дает возможность вникнуть в переживания другого… Читать ещё >
Теоретико-методологические основы по проблеме формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста
Стремление быть похожим на взрослого, обосновано с возрастными особенностями вхождения ребенка в период дошкольного развития. Пытаясь походить на взрослого, он не осознает своих реальных возможностей. Как правило именно в это время родители, да и не только они, но и любой взрослый человек испытывают особые трудности во взаимоотношениях, им приходится часто бороться с негативизмом и упрямством ребенка. Этот период имеет свое научное название, как кризис раннего возраста.
Очень часто ребенок приписывает себе качества взрослого, часто не понимая, в чем же они заключаются.
Для того чтобы научиться «оценке» и дать ее себе, он должен научиться ей на окружающих, взглянув на них со стороны. Сразу произойти это не может. Ребенок в этом возрасте старается просто копировать модель поведения взрослого человека.
Отождествление себя по половому признаку происходит позже. Убеждением и знанием станет «Я — мальчик» и «Я — девочка». Здесь в «Я» имеет включение осознание своей собственной половой принадлежности. На основе своего пола происходит выбор ролевых игр и формирование гендерных групп.
В дошкольном возрасте у ребенка прослеживается доброжелательность к детям, такого же пола, как и он сам, что во многом определяет его развитие в дальнейшем [15, с.6].
К 3−4 годам формируются половые различия, а также понимание предъявляемых ему требований, зависящих от его половой ориентированности, т. е. девочкам — куклы, мальчикам — машинки.
К 4−5 годам формируется система «оценки» поступков, а также в свою очередь отношения к ним. Это может проявляться через отношение к поступкам сказочных персонажей. Поступки протагониста будут расцениваться как положительные, в свое же время антагониста, как отрицательные.
В старшем дошкольном возрасте (5,5 — 7лет) отношение к себе постепенно меняется. В этом возрасте дети начинают осознавать не только личные качества, но и собственные переживания, желания, мотивы деятельности. Эти желания и переживания не могут являться предметом оценки, но могут консолидировать и объединять личность ребенка (Я люблю, Я стремлюсь, Я хочу и пр.), это в свою очередь отражается в усилении самосознания и изменении отношения ребенка к людям. В этом возрасте ребенок уже не столь противоречив, как раньше. Поэтому именно в этом возрасте ребенок охотно помогает своим сверстникам, часто сопереживают, и не воспринимают чужие успехи, как свои поражения. [10, с.36].
Именно по такой схеме должно идти нормальное возрастное развитие ребенка в области межличностных взаимоотношений с окружающими его людьми. Однако не всегда оно реализуется по данной схеме. Существуют различные варианты развития ребенка и его отношение к своим сверстникам. Особое внимание вызывают такие проявления межличностных отношений, как агрессивность, неуверенность в себе, застенчивость, повышенная конфликтность.
Психологический анализ таких особенностей дошкольников показал, что эти дети в целом не отличаются от сверстников по интеллектуальному развитию, произвольности или деятельности. Психологические трудности здесь лежат в другом. Несмотря на различия в поведении дошкольников, в основе всех межличностных отношений лежит единое психологическое основание.
Это основание можно определить, как фиксацию на собственных качествах, либо преобладание объективного, оценочного отношения, как к себе, так и к другим. Такая фиксация может порождать постоянное оценивание себя, самоутверждение, демонстрацию достоинств. Часто у агрессивных детей встречается повышенное стремление к защите своего «Я», самоутверждению, постоянному доказательству своего превосходства и силы, сверстники выступают в качестве средств самоутверждения и предметом сравнения с собой.
Также еще одной из отличительных особенностей агрессивных дошкольников является потребность в уважении и признании со стороны сверстников, только таким путем конфликтные дети могут поддерживать и подкреплять положительную самооценку.
В основе застенчивости ребенка дошкольного возраста лежит тревога и страх перед тем, что тебя оценивают другие, и зачастую этот страх мешает содержанию совместной деятельности и межличностным отношениям ребенка. Очень показательным является то, что у застенчивых и конфликтных детей выявлены общие закономерности самооценки. Положительная самооценка себя расходится с оценкой глазами других людей. Очень часто такие дети имеют высокую самооценку, считая себя лучшими, но при этом такие дети постоянно сомневается в том, что другие люди также положительно к ним относятся, особенно это касается малознакомых людей. [14, с.187].
У застенчивых детей это выражается в тревожности, неуверенности, страхе перед новым, а у агрессивных в постоянном стремлении показать свое преимущество, повысить всеми путями свое «Я».
Однако в основе этих вариантов лежит одно основание, это — фиксация на своем образе.
Ребенок пытается посмотреть на себя глазами других. И если одни дети пытаются уйти от этого взгляда, то другие наоборот всячески пытаются быть в центе внимания, любуясь собой и демонстрируя свои достоинства. В обоих случаях ребенок видит только самого себя, тем самым закрывая мир, который его окружает. [25, с.24].
Основные изменения эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста обусловлены становлением иерархии мотивов, зарождением новых потребностей и интересов.
Чувства дошкольника со временем теряют импульсивность, превращаются в более глубокие по смысловому содержанию. Однако, остаются сложноконтролируемыми эмоции, которые связаны с органическими потребностями: жажда, голод и т. д. Меняется и роль эмоций в деятельной сфере дошкольника. Если на ранних этапах онтогенеза главным ориентиром для дошкольника являлась оценка взрослых, то теперь ребенок испытывает радость, чувствуя положительный результат собственной деятельности и положительное настроение окружающих.
Со временем ребенком-дошкольником постигаются экспрессивные формы выражений эмоций — мимика, пантомимика, интонация. Овладение данными выразительными средствами, также, помогает ему более лучше осознавать переживания другого. Собственное влияние на развитие эмоций оказывает развитие познавательной сферы личности, а именно, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к интеллектуализации их.
На протяжении дошкольного периода особенности эмоций проявляются из-за изменения характера деятельности детей и усложнением его отношения к окружающему миру. В 4−5 лет у ребенка начинает складываться чувство долга. Моральное сознание, являясь фундаментом этого чувства, помогает ребенку понять предъявляемые ему требования, соотносимые им с поступками, своими и окружающих взрослых и сверстников. Наиболее четко чувство долга показывается детьми в возрасте 6−7 лет.
Быстрое развитие любознательности является способствующим фактором развития радости открытий и удивления.
Эстетические чувства тоже получают дальнейшее свое развитие из-за собственной художественно-творческой деятельности дошкольника.
К ключевым моментам эмоционального развития детей дошкольного возраста относятся:
- ? обучение социальным формам выражения эмоций;
- ? формирование чувства долга, дальнейшее развитие эстетических, интеллектуальных и моральных чувств;
- ? эмоции, осознанные благодаря характерному речевому развитию;
- ? эмоции — показатели общего состояния детей, их физического и психического самочувствия.
Особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте.
Эмоциональное развитие дошкольников связано, главным образом, с появлением у них новых интересов, потребностей и мотивов. Важнейшим изменением в сфере мотивации выступает появление общественных мотивов, уже не обусловленных утилитарными, узколичными целями. Начинают интенсивно развиваться социальные эмоции.
К сменам в эмоциональной сфере приводит иерархия мотивов. Выделение главного мотива, которому подчинены целые системы других, стимулирует глубокие и устойчивые переживания. Причем эти переживания относятся не к сиюминутным, ближайшим, а достаточно далеким результатам деятельности.
Образуется эмоциональное предвосхищение, заставляющее переживать его по поводу результатов деятельности, ожидать реакцию окружающих людей на собственные поступки. По этим причинам роль эмоций в деятельности детей существенно меняется. Если дети раньше испытывали радость от полученного позитивного результата, то сейчас они радуются тому, что могут получить этот результат. Если ребенок выполнял нравственную норму, чтобы заслужить хорошую оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как будут рады окружающие этому поступку.
Постепенно ребенок начинает прогнозировать эмоциональные результаты собственной деятельности. Ожидая, как обрадуется его мама, когда он готовит ей подарок, предпочитая это привлекательной игре. Именно в период дошкольного детства ребенком осваиваются высшие способы экспрессии — выражение чувств посредством мимики, пантомимики, интонации, что ему дает возможность вникнуть в переживания другого, «открыть» эти переживания для себя. Итак, с одной стороны, эмоциональное развитие обусловлено появлениями мотивов и их взаимным подчинением, с другой стороны — эмоциональное предвосхищение гарантирует это соподчинение[15, с. 95].
Изменения в сфере эмоций связаны не только с развитием мотивационной сферы личности, но и познавательной сферы и самопознания. Использование речи в эмоциональных процессах обеспечивает интеллектуализацию их, когда они становятся еще более обобщенными, осознанными. Ребенок в старшем дошкольном возрасте в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Необходимо также подчеркнуть, что дошкольникам трудно сдерживать эмоции, которые связанны с органическими потребностями. Жажда, голод заставляют действовать их импульсивно.
Развитие общения со сверстниками и взрослыми, появление коллективной деятельности и, сюжетно — ролевой игры становится причиной дальнейшего развития сочувствия, симпатии, формирования товарищества. С высокой интенсивностью развиваются высшие чувства: эстетические, нравственные, познавательные[63, с. 15].
Так, ребенок старшего дошкольного возрастного периода, чувствуя потребность в позитивной оценке окружающих сверстников и взрослых, стремится к общению с ними, раскрытию собственных способностей. У ребенка, получившего признание окружающих, превалирует радостное настроение. Но если ребенок со стороны близких не находит отклика, тогда настроение у него непременно портится, ребенок становится раздраженным, назойливым или печальным, с часто наблюдающимися вспышками гнева, приступами страха. Все это свидетельствует о неудовлетворенности его потребностей. В этом случае можно говорить уже об эмоциональном неблагополучии, под которым принято понимать негативное эмоциональное самочувствие ребенка.
Источниками гуманных чувств являются именно взаимные отношения с родными людьми. На ранних этапах детства, показывая доброжелательность, заботу, любовь, внимание, взрослый закладывает мощную базу для развития нравственных чувств.
Если в период раннего детства ребенок чаще является объектом чувств взрослых, то в дошкольном возрасте дети превращаются в субъект эмоциональных отношений, сами сопереживая остальным людям. Практическое владение поведенческими нормами также является почвой становления нравственных чувств у ребенка. Переживания в этом возрасте вызываются общественными санкциями, мнениями детского сообщества. Опыт подобных переживаний обобщается в виде нравственных чувств. Если дети младшего дошкольного возраста дают оценку поступкам с точки зрения непосредственного значения его для окружающих («Маленьких нельзя обижать, так как они могут упасть»), то старшего уже обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше») [35, с. 2−6].
Сопереживания к сверстникам во многом зависят от позиции ребенка и ситуации. При условиях острого личностного соперничества эмоции просто захлестывают дошкольника, молниеносно возрастает число отрицательных экспрессий в адрес сверстника. Дети данного периода не приводят никаких аргументов в адрес сверстника, а просто (в своей речи) выражают отношение к нему, сопереживания товарищу снижается. Пассивные наблюдения за деятельностью сверстников вызывают у дошкольников двоякие переживания. При уверенности в своих силах, они радуются успехам другого, но если такая уверенность отсутствует, то дети испытывают зависть.
Во время соревнований детей между собой, если они реально оценивают свои возможности, сравнивают себя с товарищем, то цель к личному успеху, признание своих достижений и достоинств увеличивает экспрессию до максимального уровня. В соревнованиях же между группами главным звеном служат интересы всей группы, а победу или поражение делит вся группа, качество и сила отрицательных экспрессий понижается, так как на общем фоне группы личные достижения менее заметны[41, с. 24].
Наиболее сильные положительные эмоции дошкольник испытывает в ситуациях сравнения себя с положительными литературными героями, активно сопереживая им. Такое сравнение ребенок проводит только мысленно и с твердой уверенностью, что в такой же ситуации он поступил бы аналогично. По этой причине в адрес персонажа негативные эмоции отсутствуют.
Ребенок испытывает удовлетворение, радость при совершении достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда другие или он сам совершают плохие поступки, нарушает общепринятые требования. Переживаемые чувства становятся результатом не только оценки взрослых, но и оценочного отношения самого ребенка к собственным и же чужим поступкам. Подобные чувства ребенок испытывает при совершении поступков и действий по отношению к большинству сверстников и взрослых, но еще дошкольник начинает испытывать данное чувство и по отношению к младенцам [55, с. 38].
Таким образом, старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием ребенка, во время которого совершенствуется речь ребенка, формируются и развиваются основные чувства и эмоции, ребенок начинает сопереживать сверстникам, взрослым, членам семьи, умеет бесконфликтно общаться со сверстниками, обладает высоким уровнем интеллектуального и познавательного развития.