Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Опыт визуализации учебных текстов для высшей школы в зарубежной практике. 
Оксфордский университет (University of Oxford)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если рассматривать публикации по количеству изображений, не обращая внимания на их форму визуализации, то можно заметить, что самое малое количество изображений, использованных в учебном материале, — полное ее отсутствие. Самое большое количество использованного визуального материала — 423 визуализаций на одну публикацию. В первом случае это материал по образовательной программе гуманитарного… Читать ещё >

Опыт визуализации учебных текстов для высшей школы в зарубежной практике. Оксфордский университет (University of Oxford) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объектом данного исследования стал опыт визуализации учебной информации в учебно-методических материалах, которые применяются для обучения в Оксфордском университете (Великобритания).

Выбор Оксфордского университета (University of Oxford), обусловлен тем, что данный вуз занимает лидирующие позиции в престижных рейтингах университетов мира: в рейтинге UniPage 2016 года университет занял второе место в Великобритании и 6 место в мире [9]. Оксфордский университет входит в элитную группу «Рассел» лучших 24 университетов Великобритании. Обучение платное. Поэтому представляется интересным проанализировать его учебно-методические материалы.

Используются ли известные 12 форм визуализации в пособиях высшей школы? Какие используются?

Диаграмма распределения публикаций Оксфордского университета (University of Oxford) по формам визуализации.

Рис. 1. Диаграмма распределения публикаций Оксфордского университета (University of Oxford) по формам визуализации

Основные формы визуализации:

  • 1. Логическая структура учебной информации в форме графа;
  • 2. Продукционная модель;
  • 3. Логическая модель;
  • 4. Модель семантической сети;
  • 5. Фреймовая модель;
  • 6. Схемоконспект, или конспект-схема;
  • 7. Когнитивно-графические элементы «Древо» и «Здание»;
  • 8. Опорный конспект;
  • 9. «Карта памяти»;
  • 10. Метаплан-техника;
  • 11. «Логико-смысловые модели»;
  • 12. «Логико-графическая схема».

Оксфордский университет использует все формы визуализации, известные в России (рис. 1). Наиболее часто, в одном учебном тексте, используется 1−3 формы визуальных моделей. Таких текстов — 15. Т. е. автор выбрал для своего материала оптимальные варианты и использует их.

Частота 4−6 формы визуализации встречаются в семи публикациях. Частота 7−9 используется в трех публикациях. Есть материалы, выполненные без применения визуализации, таких публикаций пять.

Какие формы используются чаще всего и для чего?

На диаграмме (рис. 1) видно, что самыми популярными формами визуализации в Оксфордском университете являются Логическая и Фреймовая модели. Так же видно, что Логическая модель используется почти в два раза чаще, чем второй лидер по форме — Фреймовая модель. Логические модели широко используют преподаватели не только математики, но и других, в том числе гуманитарных, предметов.

Очень часто использовалась форма: Логическая структура учебной информации в форме графа. В основном в записях учебных текстов по гуманитарным направлениям, например — лингвистика и история. В этом же направлении часто использовалась форма Схемоконспект (конспект-схема).

Пример Логической модели визуализации (№3) Оксфордского университета (University of Oxford).

Рис. 2. Пример Логической модели визуализации (№ 3) Оксфордского университета (University of Oxford)

Рис. 3. Пример Фреймовой модели (№ 5) визуализации Оксфордского университета (University of Oxford)

Рис. 4. Пример модели Логическая структура учебной информации в форме графа (№ 1) Оксфордского университета (University of Oxford)

Пример модели Схемокнспект (№6) Оксфордского университета (University of Oxford).
Опыт визуализации учебных текстов для высшей школы в зарубежной практике. Оксфордский университет (University of Oxford).
Рис. 5. Пример модели Схемокнспект (№6) Оксфордского университета (University of Oxford).

Рис. 5. Пример модели Схемокнспект (№ 6) Оксфордского университета (University of Oxford)

Интересно, что авторы Оксфордского университета успешно сочетают несколько форм визуализации в одной. Как правило, это основная форма, дополненная элементами, усложняющими понимание и расшифровку визуальной модели. Это говорит о том, что авторам, для объяснения сложного материала не хватает известных в России 12 форм визуализации (рис. 6).

Пример соединения двух форм в одной визуализации учебного текста Оксфордского университета (University of Oxford).

Рис. 6. Пример соединения двух форм в одной визуализации учебного текста Оксфордского университета (University of Oxford)

Из полученных данных по Оксфордскому университету, можно сделать вывод, что формы визуализации делятся на три вида в зависимости от направления образовательной программы, использующей данную форму:

  • 1. формы визуализации, используемые преимущественно для «записи» учебных текстов, необходимых для образовательных программ по экономике и менеджменту: Логическая модель (график, диаграмма, формула);
  • 2. формы визуализации, используемые для «записи» учебных текстов необходимых для образовательных программ гуманитарных направлений: Логическая структура учебной информации в форме графа, Когнитивно-графические элементы «Древо» и «Здание», «Карта памяти», Метаплан-техника, «Логико-смысловые модели», «Логико-графическая схема;
  • 3. формы визуализации, используемые как для экономических, так и для гуманитарных направлений: Продукционная модель, Логическая модель, Модель семантической сети, Фреймовая модель, Схемоконспект и Опорный конспект.

Определяет ли направление образовательной программы количество визуального материала?

Если рассматривать публикации по количеству изображений, не обращая внимания на их форму визуализации, то можно заметить, что самое малое количество изображений, использованных в учебном материале, — полное ее отсутствие. Самое большое количество использованного визуального материала — 423 визуализаций на одну публикацию. В первом случае это материал по образовательной программе гуманитарного направления. Во втором случае большее количество изображений использовано в материале по экономике. Данный выбор обусловлен образовательной программой, к которой относится учебный материал. Гуманитарные науки менее всего используют визуальный материал, а математики не могут обойтись без графиков и диаграмм. Отчего можно предположить, что есть разница в количестве использованного визуального материала между образовательными программами.

Проанализировав полученный материал, с уверенностью можно сказать, что направление образовательной программы определяет количество визуального материала. Заметно также, что гуманитарные науки используют меньшее количество форм визуализации. Экономическое направление отличается большим разнообразием.

Существуют ли в текстах высшей школы элементы учебника, относящиеся к визуализации учебных текстов и реализующие функции аппарата ориентировки и аппарата усвоения материала в учебных пособиях?

Дополнения, примечания, указатели, библиографические материалы. В публикациях Оксфордского университета все визуализации учебного текста сопровождаются либо дополнениями, либо примечаниями, указателями или справочными материалами (ссылками) на библиографические источники.

Перечисление названий визуализации учебных текстов в оглавлении учебной книги, описание количества визуализации. В публикациях Оксфордского университета визуализация учебных текстов делится на три вида (рис. 8, 9): фигуры (Figure), таблицы (Tables) и боксы (Boxes).

Tables — это всегда таблица, Фреймовая модель. И только один вид, не фрейм.

Figure — это все формы визуализации кроме Фреймовой модели.

Boxes — Это Фреймовая модель, но только в виде фрейма.

Все три вида форм визуализации обязательно анонсируют в содержании наравне с аббревиатурой, глоссарием, информацией об авторах и другой важной сопутствующей учебному тексту информацией (рис. 7, 8). Более того каждая визуализация имеет информацию на какой странице она расположена и какое у нее название и составлен ли данный список по структуре учебника.

Пример перечисления видов визуализации в содержании публикаций Оксфордского университета (University of Oxford).

Рис. 7. Пример перечисления видов визуализации в содержании публикаций Оксфордского университета (University of Oxford)

Диаграмма количества видов визуализации перечисленных в содержании 30 учебных материалов Оксфордского университета.

Рис. 8. Диаграмма количества видов визуализации перечисленных в содержании 30 учебных материалов Оксфордского университета

Это дает основание утверждать, что визуализацию учебного текста в Оксфордском университете рассматривают как необходимый вспомогательный компонент учебной книги, выполняющий функцию аппарата организации усвоения материала.

Примеры идентичного оформления визуализации учебного текста в пособиях Оксфордского университета.
Рис. 9. Примеры идентичного оформления визуализации учебного текста в пособиях Оксфордского университета.

Рис. 9. Примеры идентичного оформления визуализации учебного текста в пособиях Оксфордского университета

Название визуализации, подписи. Дополнительными элементами введения визуализации в учебный текст можно считать идентичное оформление всех форм визуализации учебного текста во всех 30 публикациях. Все формы были приведены к общему виду с помощью таких элементов как (рис. 9): использование одних аббревиатур в оформлении визуализации; начертание линий в графических элементах визуализации; использование цвета (как правило, его отсутствие или использование тональности); оформление «поля» для визуализации (рамки, отступы).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой