Восприятие музыки и особенности его организации в процессе музыкального воспитания младших школьников
Эстетический словарь приводит следующее определение эстетического восприятия: «вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием. Исходя из этого музыкальное восприятие — это способность слышать и эмоционально переживать музыкальные образы как художественное… Читать ещё >
Восприятие музыки и особенности его организации в процессе музыкального воспитания младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «восприятие» определяется психологами как отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (форма, величина, цвет …), действующих в данный момент на органы чувств. В процессе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы. Это вид активной деятельности, связанный с другими психическими процессами (мышлением, воображением, памятью) и включающий предшествующий опыт.
Эстетический словарь приводит следующее определение эстетического восприятия: «вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием. Исходя из этого музыкальное восприятие — это способность слышать и эмоционально переживать музыкальные образы как художественное единство, отражающее действительность.
Слушая музыкальное произведение, мы не воспринимаем отдельно его составные элементы: мелодию, ритм, тембр, гармонию, а воспринимаем музыку целостно, обобщая в образе отдельные средства выразительности.
Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Психологи считают, что воспринимать какой-либо объект или предмет — значит суметь отнести его к какому-то определенному классу, более общему, чем данный единичный предмет, поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Американский психолог Дж. Брунер трактует восприятие как «процесс категоризации, в ходе которого организм осуществляет логический вывод, отнеся сигналы к определенной категории». По мнению ученого, познание действительности в ходе восприятия музыкального произведения сводится к усвоению определенных схем. Следовательно, при помощи данных логических образований можно доносить до слушателя необходимую и целесообразную информацию, а комбинация схем (например, ладовых образований, темпа, динамики, тембра) придает музыкальному сочинению своеобразие.
Восприятие человеком различных объектов во многом определяется его ожиданиями, задаваемыми с соответствующей установкой. Особенно важна готовность и предрасположенность человека предвосхищать событие и проявлять свою реакцию, в соответствии с ожидаемым. Восприятие нередко является реакцией на стимул. Между ним и последней реакцией человека находится его прошлый социальный опыт. То, что видит, а в данном случае, слышит человек в том или ином объекте, зачастую оказывается проекцией на этот объект собственных личных характеристик. Музыкальные психологи отмечают, что музыкальное произведение — это своеобразный экран. То, с какими образами связываются у человека определенные переживания, может охарактеризовать его как личность, несущую в себе жизненные ценности.