Расширение круга детского чтения
Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким-нибудь делом, не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа, — развитие чувства любви и чувство бесконечного. Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей, а и на их рассудок, а такими сказками можно… Читать ещё >
Расширение круга детского чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выделение основных читательско-возрастных групп.
Борьба за расширение круга для детского чтения позволила Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову не только обогатить чтение самых маленьких современников, но и воздействовать на самих писателей, продемонстрировать им тот уровень, на котором они должны работать для детей.
По сути дела это так же была борьба за реализм детской литературы. Деятельность этих критиков способствовала формированию нового русского читателя.
Белинский настаивает на том, что наилучший путь к искусству для маленького читателя — непосредственное восприятие.
«…На детские книги обычно обращают еще менее внимания, чем на само воспитание. А книга — есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются — и старые, и молодые, и деловые, и ничего не делающие; дети — так же. Все дело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее, чем ничего не читать.
Что же можно читать детям? Из сочинений, писанных для всех возрастов, давайте им «Басни» Крылова, в которых даже практические, житейские мысли облачены в такие пленительные поэтические образы, и все так резко запечатлено печатию русского духа; давайте им «Юрия Милославского» г. Зазоскина, в котором столько душевной теплоты, столько патриотического чувства, который так прост, так наивен, так чужд возмущающих душу картин, так доступен детскому воображению и чувству; давайте «Овсяный кисель», эту превосходно переведенную Жуковским; давайте им некоторые из народных сказок Пушкина, как, например «О рыбке и рыбаке», которая, при высокой поэзии, отличается, по причине своей бесконечной народности, доступностью для всех возрастов и сословий и заключает в себе нравственную идею. Не давая детям в руки самой книги, можно читать им отрывки из некоторых поэм Пушкина, как, например, в «Кавказском пленнике» изображение черкесских нравов, в «Руслане и Людмиле» эпизоды битв, о поле, покрытом мертвыми костями, о богатырской голове; в «Полтаве» описание битвы, появление Петра Великого; наконец некоторые из мелких стихотворений Пушкина, каковы «Песнь о Вещем Олеге», «Жених», «Пир Петра Великого», «Зимний вечер», «Бесы», некоторые из песен западных славян, а для более взрослых «Бородинскую годовщину». Не заботьтесь о том, что дети мало поймут, но именно и старайтесь, чтобы они как можно меньше понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного; пусть и поэзия действует на них, как и музыка — прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время, свой черед.
Книги, которые пишутся для детей особенно должны входить в план воспитания, как одна из важнейшых его сторон.
Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким-нибудь делом, не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа, — развитие чувства любви и чувство бесконечного. Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей, а и на их рассудок, а такими сказками можно так же назвать сказки Гофмана «Неизвестное дитя», «Щелкун Орехов и царек мышей» и пьесы в «Детских сказках дедушки Иринея» … Какое богатство детских книг! «Друг детей» — это перевод немецкой книги, автор ее Вильмсен. Цель ее — развитие мыслительной способности в детях через постепенное восхождение от легких к более трудным понятиям, изложенным в сообразной с ними форме. Цель эта достигается благодаря хорошему составлению книги".
Главные доводы Белинского при определении круга детского чтения: связь с жизнью, непременная художественность, «глубокость» и гуманность идей, целомудренность содержания, простота и, наконец, «истинная народность».