Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Педагогическое обоснование проблемы воспитания осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, сложных глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем особенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических ситуаций имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утрат нравственных основ гуманизма, любви, сострадания, бережного отношения к родной земле. Идея… Читать ещё >

Педагогическое обоснование проблемы воспитания осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками

Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, сложных глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем особенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических ситуаций имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утрат нравственных основ гуманизма, любви, сострадания, бережного отношения к родной земле. Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выделяющиеся мыслители и педагоги прошлого, такие, как Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день. К. Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы? После уже будет поздно пользоваться ими, когда сердце утратит свою детскую мягкость, а рассудок станет между человеком и природой». Л. Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде он видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни. Л. Н. Толстой стремился всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, всемерно развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия, как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Выдающиеся педагоги советского периода А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. В. А. Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы.

Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, человечество сможет лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

В настоящее время человечество осознало, наконец, всю остроту экологического кризиса. Важная роль в решении экологических проблем принадлежит системе образования. Это значит, что должно быть всеобщее экологическое образование, целью которого является становление экологической культуры личности и общества. Здесь задействованы все уровни образования, начиная с дошкольного, где закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущем уважение к природе, другим людям и самому себе. Для дошкольной педагогики экологическое воспитание достаточно новое направление, призванное формировать основы экологической направленности личности, осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, к человеку как живому существу, к своему здоровью и окружающей средой. Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения:

  • — непосредственно к самой природе во всем ее многообразии;
  • — к людям, охраняющим и созидающим ее;
  • — к людям, созидающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности;
  • — к себе, как части природы;
  • — понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;
  • — осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Задачи экологического воспитания — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой очевидны проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Экологическое воспитание — это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его активной деятельности, его поведения.

Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Однако, далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления — знание о её объектах и явлениях, воспитать у маленького человека способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней — важнейшая задача экологического воспитания в дошкольном учреждении. Именно детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования основ экологического воспитания.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

Любить Родину — значит любить родную природу, умело оберегать её. Каждый день мы бываем с детьми на прогулке, ходим мимо кустарников, деревьев, цветочных клумб, ухоженных добрыми и заботливыми руками, ходим, порой, безучастные ко всему, что нас окружает. А потом удивляемся: почему ребенок сломал березку во дворе, растоптал цветы на клумбе, обломал кустарники. Почему? Потому, что мы не научили их сохранять и охранять посадки, своими руками сажать растения, наблюдать за ростом, ухаживать за ними. В век научно-технической революции очень важно научить детей видеть и понимать красоту окружающей природы, беречь и умножать её богатства. Рассказывая о природе детям, педагог, воспитатель открывает перед ними сказочный мир жизни растений и животных, учит любить и внимательно относиться к ним. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал о том, что «прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово… необходимо прочитать… страницы самой чудесной книги в мире — книги природы». Он считал, что природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли, среди наглядных образов, и, прежде всего — среди природы. «Ребенок мыслит образами», — писал он. Это значит, что, слушая рассказ взрослого об экологическом кризисе, он рисует все происходящее в своем представлении. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже он осмысливает происходящее, правильность или неправильность происходящего.

Экология — это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Воспитание экологической культуры должно учить и понимать себя, и все, что происходит вокруг.

Экологическое воспитание детей старшей группы предполагает:

  • — воспитание гуманного отношения к природе (нравственное развитие);
  • — формирование системы экологических знаний (интеллектуальное развитие);
  • — развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);
  • — участие в посильной для этого возраста деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы.

Естественно, что все составляющие комплексного подхода к экологическому воспитанию существуют необособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка, экскурсиях в парк и т. д.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Формируя гуманное отношение к природе, педагог должен выделять главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе это — забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для нас дом — безнравственны. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны беречь её и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку. Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняются отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний:

  • — представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
  • — понимание взаимосвязи между живыми существами и средой обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • — осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Длительное участие детей в уходе за животными помогают не только воспитывать чувство ответственности, любовь ко всему живому, но и расширять знания детей. Воспитание бережного отношения к природе, повышение уровня экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды.

Действенная любовь, настоящая забота о природе возникает у ребенка лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого. Воспитание действительной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослым. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Ведь все мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам — всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. Формирование такого осознанно-правильного отношения к природе — длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Технология формирования начал осознанно-правильного отношения к природе у детей дошкольного возраста построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения. Познание того, что растет и живет рядом с ребенком, в ходе непосредственного взаимодействия с объектом изучения: ребенок чувствует и познает природу, уникальность живого на примере самой природы — тех ее представителей, которые стационарно проживают в непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневное предметное окружение.

Реализация данной идеи, независимо от времени, места и форм организации воспитательно-образовательного процесса, возможна при соблюдении ряда основополагающих принципов:

  • — естественно — научного (знание о природных объектах региона, об экологических проблемах в области и во всем мире, путях их решения);
  • — ценностно-нормативного (знания, раскрывающие универсальную ценность природы, законы природопользования и охраны природы);
  • — принципа преемственности (психолого-педагогические особенности воспитания, обучения и развития ребенка, отбор содержания, обеспечивающего целостное, системное восприятие экологических закономерностей, проблем; взаимосвязь всех видов детской деятельности);
  • — деятельностного (знания, умения, которые используются в реальной деятельности с объектами природы, пропаганда экологических знаний). В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается.

Ряд исследователей отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой