Обучение декларативным знаниям
В качестве параметров описания используются профессиональная направленность, т. е. перечень соответствующих дополнительных блоков, маршрут обучения и набор контрольных вопросов, на которые отвечал пользователь. Значениями параметров являются наименования последовательных точек прохождения маршрута, времена, затрачиваемые на участки маршрута и степень усвоения материала, вычисленная по известному… Читать ещё >
Обучение декларативным знаниям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Состав и структура декларативной обучающей системы во многом определяются категориями пользователей и разрешенными им функциональными правами. Основным пользователем ДОС является обучаемый пользователь, который овладевает знаниями. Другая категория пользователей системы — эксперты, разработчики системы, основная задача которых — создание и редактирование учебных курсов. Наконец преподаватели — администраторы системы оценивают функционирование системы и качество обучения, предоставляемое системой.
С точки зрения пользователя при взаимодействии с ДОС он «общается» с различными подсистемами, моделями, агентами, помогающими ему выполнить возложенные на него функции, подготовить новую версию системы, приобрести и освоить необходимые знания, контролировать качество работы системы.
Многоагентная модель системы
Понятие агента возникло в связи с широким применением принципов объектно-ориентированного проектирования и включает описание и набор действий (методов), выполняемых агентом [18]. Модель ДОС включает, кроме модулей учебного курса и редактора системы, набор следующих основных, взаимодействующие между собой, агентов:
- · Формирователь. Пользователь указывает выбранное им профессиональное направление обучения (оператор, технолог, наладчик…) и агент формирует состав необходимых модулей обучения, вырабатывает и предлагает (рекомендует) исходный маршрут изучения базовых знаний.
- · Анализатор. Агент проверяет текущую степень усвоения материала обучения пользователем, анализируя качество и скорость решения задач. Вырабатывает рекомендации дальнейших действий в случае неполных или неверных ответов.
- · Диспетчер. Агент разрабатывает и рекомендует маршруты обучения разного типа, в зависимости от текущего состояния знаний пользователя.
- · Контролер. Агент контролирует успеваемость пользователя, проверяя результаты прохождения тестов и оценивая знания пользователя по известному алгоритму.
- · Помощник. Позволяет пользователю обратиться к системе подсказок и консультаций в любой момент времени.
- · Статистик. Следит за историей обучения, редактирует и хранит информацию в базе данных, необходимую для решений многих агентов.
- · Решатель. Агент решает вопрос о допуске к изучению материалов следующего блока курса.
На системном уровне действуют подсистемы, модели и агенты, отвечающие за настройку и сопровождение системы, адаптацию состава и структуры системы к изменяющимся условиям, за организацию мультимедийного сопровождения и другие внутрисистемные действия.
Модель обучаемого пользователя
В самом широком смысле под моделью обучаемого пользователя понимают знания об обучаемом, используемые для организации процесса обучения. Это множество точно представленных фактов об обучаемом, которые описывают различные стороны его состояния: знания, личностные характеристики, профессиональные качества и др. [19].
Текущая модель обучаемого пользователя в ДОС организована в виде многокритериального описания, динамически изменяющего набор параметров и их значения в зависимости от выбора курса обучения и текущей степени усвоения знаний пользователем.
В качестве параметров описания используются профессиональная направленность, т. е. перечень соответствующих дополнительных блоков, маршрут обучения и набор контрольных вопросов, на которые отвечал пользователь. Значениями параметров являются наименования последовательных точек прохождения маршрута, времена, затрачиваемые на участки маршрута и степень усвоения материала, вычисленная по известному алгоритму.