Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретические основы методики обучения иноязычной письменной речи в старших классах средней школы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексность — один из методических принципов, применение которого возможно в разных направлениях: устная речь и чтение, грамматика и устная речь и т. д. Следовательно, обучение ИЯ должно быть «аспектно-комплексным». Коммуникативную направленность следует считать основополагающим положением, так как она определяет содержание обучения грамматике, методику работы над ней и саму организацию… Читать ещё >

Теоретические основы методики обучения иноязычной письменной речи в старших классах средней школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности письменной речи

Письмо — продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста. Письмо возникло на базе звучащей речи как способ сохранения речевых произведений во времени, как хранилище человеческих знаний и накопленного опыта, как зеркало культуры и традиций каждой страны. Подобно тому, как индивидуальное сознание обладает своими механизмами памяти, коллективное сознание, обнаруживая потребность фиксировать нечто общее для всего коллектива, создает механизмы коллективной памяти. К ним следует отнести и письменность.

Понятие видов речевой деятельности пришло в методику преподавания родного языка из методики преподавания иностранного языка. Оно принадлежит известному лингвисту и педагогу академику Льву Владимировичу Щербе.

В сущности, это — понятие как методическое, так и психологическое. Ведь обучение чтению, письму и письменной речи, устной речи — это, по сути, формирование специфических речевых навыков и основанных на них речевых или коммуникативно-речевых умений (имеется в виду применение навыков для решения различных конкретных, прежде всего, коммуникативных, задач). Виды речевой деятельности — это и есть различные виды речевых навыков и речевых умений. Обычно выделяется четыре основных вида речевой деятельности:

чтение, аудирование (слушание); они объединяются под названием рецептивных видов речевой деятельности;

устная речь и письмо (вместе с письменной речью; последние два вида речевой деятельности обычно называются продуктивными).

Понятие видов речевой деятельности в методике языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т. д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Они включают в себя формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.

Комплексность — один из методических принципов, применение которого возможно в разных направлениях: устная речь и чтение, грамматика и устная речь и т. д. Следовательно, обучение ИЯ должно быть «аспектно-комплексным». Коммуникативную направленность следует считать основополагающим положением, так как она определяет содержание обучения грамматике, методику работы над ней и саму организацию педпроцесса. Овладение грамматическими действиями и операциями связано со способами их выполнения — умениями и навыками [13].

Речевой «грамматический навык» должен включать в себя совершенное владение «грамматическим структурированием высказывания и грамматическим оформлением слов». Навык грамматического структурирования или синтаксический речевой навык методисты считают первичным, а выбор и формирование слов — вторичным. Вместо термина «навык грамматического структурирования» Е. И. Пассов пользуется термином «речевой навык», который в действительности шире по своему содержанию, так как включает также лексические и фонетические навыки.

Важным компонентом сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающим правильное (безошибочное) употребление грамматических форм в речи, является грамматический навык. Владение грамматическим навыком означает способность производить «синтезированное действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня, совершаемое в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности» [13].

Структура грамматического навыка состоит из морфологических навыков (правильное употребление в речи грамматических явлений на морфологическом уровне), синтаксических навыков (правильное расположение слов во всех типах предложений; навыки владения синтаксическими схемами предложений), графических навыков (навыки безошибочного письма) [13].

Е.И. Пассов, рассматривая грамматический навык как объект овладения, выделяет в нем более частные действия:

  • 1) выбор модели, адекватный речевому замыслу говорящего в данной ситуации [13],
  • 2) оформление речевых единиц, которыми заполняется модель согласно нормам изучаемого языка.

Вслед за Е. И. Пассовым [14] можно полагать, что формировать грамматический навык можно лишь на основе изученных лексических единиц, так как правильность его формальной стороны зависит от сформированности лексического навыка операциями вызова слов и сочетания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой