Дневник наблюдений за дошкольником как методика проведения наблюдения за ребенком и форма фиксации его достижений
Цель ведения данного дневника заключается в сознательном отслеживании происходящих с детьми событий для последующего отражения фактов, которые свидетельствуют об уровне и динамике их развития. Дневник заполнялся ежедневно, в течение всего периода наблюдения. Данная форма дневника очень удобна, но в нашем исследовании рассмотрим еще одну форму дневника, которая предлагается в Дневнике… Читать ещё >
Дневник наблюдений за дошкольником как методика проведения наблюдения за ребенком и форма фиксации его достижений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для наблюдения за ребенком дошкольного возраста воспитатель ДОУ может использовать разные способы и методики, но, на мой взгляд, самой эффективной является форма дневника наблюдений. Существуют разные формы таких дневников и разные принципы их ведения и заполнения. Но в любом случае в дневнике наблюдений необходимо обязательно указать педагогов, которые работают с группой детей, также возрастную группу, фамилию и имя ребенка, его дату рождения и возраст. В самом дневнике по дням недели в табличной форме можно отмечать следующие сведения (табл. 6).
Таблица 6. Примерная форма дневника наблюдений за ребенком.
Дни недели. | Понедельник. | Вторник. | Среда. | Четверг. | Пятница. | |
Дата наблюдения. | ||||||
Настроение.
| ||||||
С кем и во что играл. | ||||||
Взаимоотношения ребенка с детьми. | ||||||
Конфликты. | ||||||
На занятия (с комментариями специалиста). | ||||||
Взаимоотношения ребенка с.
| ||||||
Как ел. | ||||||
Как засыпал. | ||||||
Проблемы для обсуждения. | ||||||
Предложения коллегам. | ||||||
Данная форма дневника очень удобна, но в нашем исследовании рассмотрим еще одну форму дневника, которая предлагается в Дневнике педагогических наблюдений, разработанном Е. Ю. Мишняевой.
Наблюдение проводилось на 3-х детях в возрасте 2−3 лет (табл. 7). Наблюдение проводилось в течение пяти дней.
Таблица 7. Список группы
№ п/п. | Фамилия, имя. | Пол. | Дата рождения. | Дата зачисления в группу. | Возраст на начало периода (лет и месяцев). | Возраст на конец периода (лет и месяцев). | Символ. | |
Иванова Даша. | Ж. | 01.02.2014. | 01.07.2016. | 2 г. 5 мес. | 3 г. 5 мес. | |||
Петров Кирилл. | М. | 15.04.2014. | 01.07.2016. | 2 г. 2 мес. | 3 г. 3 мес. | |||
Максимова Настя. | Ж. | 27.06.2014. | 01.07.2016. | 2 г. | 3 г. | |||
Цель ведения данного дневника заключается в сознательном отслеживании происходящих с детьми событий для последующего отражения фактов, которые свидетельствуют об уровне и динамике их развития. Дневник заполнялся ежедневно, в течение всего периода наблюдения.
При заполнении дневника использовались следующие сокращения:
С — социально-коммуникативное развитие. | П — познавательное развитие. | Р — речевое развитие. | Х — художественно-эстетическое развитие. | Ф — физическое развитие. | |
С1 — эмоционально-личностная сфера С2 — сфера коммуникации С3 — сфера жизненной практики. | Х1 — музыка и танец Х2 — изобразительное искусство, конструирование и моделирование. | Ф1 — крупная моторика Ф2 — мелкая моторика. | |||
Благодаря заполнению дневников наблюдений за детьми можно выявить моменты, которые могут вызывать озабоченность. Такой дневник может помочь педагогу в вопросе определения потребности немедленно вмешаться в случае испытываемых ребенком затруднений в чем-либо. Наблюдения дают возможность найти способы, благодаря которым проблемные ситуации разрешатся лучше всего. Благодаря наблюдениям педагоги могут научиться определять, какое поведение может ожидаться от ребенка в конкретных условиях и какие средства могут позволить избежать негативных реакций и последствий. С помощью дневника наблюдений педагог может сформировать максимально адекватную оценку ситуации в развитии ребенка. Кроме того, с помощью дневника наблюдений есть возможность согласования мнений различных взрослых, имеющих возможность наблюдения за одним и тем же ребенком. Путем наблюдения педагог получает различную информацию, которая позволит сформировать понимание сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Также с помощью дневника наблюдений можно получить подтверждение выдвигаемых гипотез или их опровержение.
Весьма часто взрослые (не только родители и педагоги) выражают обеспокоенность тем, что ребёнок не желает «заниматься важными делами», предпочитает занятиям игру. Наблюдение за действиями ребёнка в игре позволяют увидеть проявление учебных навыков, присвоенных ребёнком знаний. Получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий, профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребёнка в учёбе, основанную на включении в процесс наблюдения и оценки всех членов команды.