Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследованиях Н. И. Поддъякова, З. М. Истоминой, А. В. Запорожца было установлено, что познавательные процессы можно рассматривать и как специфические виды деятельности: перцептивную, мыслительную, мнемическую. Каждая из них в процессе познания окружающего имеет свои особые задачи. Перцептивная деятельность анализирует внешние свойства предметов и явлений (форму, цвет, величину, ориентировку… Читать ещё >

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование высших психических функций у детей дошкольного возраста

В последние годы в отечественном образовании выявилось серьезное противоречие: на фоне усложнения учебного процесса, использования разнообразных инновационных методов воспитания и обучения, увеличилось количество детей, которые не справляются даже с традиционной программой ДОО и начальной школы. Причиной этого явления часто становится неравномерность формирования у детей познавательных функций, связанная с возрастными и индивидуальными особенностями формирования структур мозга (Симерницкая Э.Г., Цветкова Л. С., Семенович А. В., Ахутина Т. В., Лебединский В. В., Манелис Н.Г.).

По данным многочисленных исследований Института возрастной физиологии РАО, у 15−40% учащихся начальных классов зафиксированы трудности в обучении (Безруких М.М. и др.). При этом недостаточно точная оценка причин возникающих затруднений, а также несвоевременная диагностическая работа на дошкольной ступени образования порождает круг еще больших проблем. По данным И. Ю. Левченко, 25% детей дошкольного возраста требуется организация индивидуального подхода и специальных условий обучения и воспитания. В связи с этим, специалистам ДОО необходимо изучать закономерности формирования детской психики, выявлять причины отклонений в психическом развитии ребенка, разрабатывать индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Одним из актуальных вопросов отечественного образования является необходимость углубленного изучения проблем развития детей в образовательной среде, наиболее полного раскрытия особенностей взаимодействия конкретной социальной ситуации развития и индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей ребенка. По мнению В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, насущной остается проблема соотношения возрастного и индивидуального пути развития ребенка.

В недавнем прошлом воспитательно-образовательный процесс позиционировался как когнитивный, т. е. обучение знаниям, умениям и навыкам ставилось на первое место, ориентируясь при этом на неких «усредненных» детей. Гуманистический подход в образовании ставит саму личность ребенка и ее развитие во главу угла. На сегодняшний день основополагающими являются именно идеи гуманистической педагогики, в частности, принцип природосообразности, подразумевающий создание максимально благоприятных и комфортных условий для проявления природных способностей детей, подбор методов обучения в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями (Марцинковская Т.Д., Кураев Г. А., Иваницкая Л.Н.).

Период дошкольного детства является одним из важных периодов в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит первоначальное формирование личности ребенка, сопровождающееся существенными качественными морфофункциональными и психологическими изменениями, специфическими особенностями, учет которых во многом определяет полноценное психическое развитие ребенка, успешную подготовку и дальнейшее школьное обучение, реализацию своего потенциала и возможностей (Пиаже Ж., Давыдов В. В., Венгер Л. А., Мухина В. С., Выготский Л.С.). Одним из основных показателей психофизиологической зрелости ребенка на каждом возрастном этапе является уровень сформированности высших психических функций. Высшие психические функции (ВПФ) — понятие, которое ввел в отечественную и мировую психологическую науку Л. С. Выготский. По определению Л. С. Выготского, ВПФ — это сложные психические процессы, которые социальны по своему формированию и произвольны. В онтогенезе развитие ВПФ у детей происходит под влиянием факторов, которые условно делят на внутренние и внешние (Безруких М.М., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М.М.). К биологическим относится влияние генетических факторов, особенности пренатального и постнатального развития ребенка. Из внешних факторов для развития ВПФ наиболее значимыми являются социальные факторы. По мнению ученых, наибольшую значимость биологические факторы имеют в первые два года жизни ребенка, а также в период так называемых «возрастных кризисов». Старший дошкольный возраст является одним из таких периодов, поскольку при поступлении ребенка в школу происходит резкая смена социально — средовых условий его жизни. Весь комплекс внутренних и внешних факторов, наиболее ярко проявляется при необходимости адаптации ребенка к новым условиям среды, в частности, к школьному обучению. Для успешной адаптации ребенка к школе необходим определенный уровень сформированности ВПФ, в том числе мышления, речи, внимания, восприятия, т. е. определенный уровень морфофункциональной организации мозга ребенка.

Первоначально каждая высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, как внешний процесс, и лишь затем — как внутренний. Из закономерностей развития ВПФ следует отметить их системное формирование, подразумевающее тот факт, что развитие ВПФ протекает не изолированно, само по себе, а во взаимодействии той или другой группой ВПФ. Формируясь при выполнении разных видов деятельности, ВПФ образуют одну из сложнейших функциональных систем, общие закономерности которых изложены в трудах П. К. Анохина, Д.Б.

Эльконина, А. В. Запорожца, Н. А. Бернштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, П. Я Гальперина и др.

Системная организация ВПФ проявляется, начиная с младенческого возраста ребенка. Системы ВПФ не остаются на протяжении возрастного развития ребенка одними и теми же как по содержанию, так и по структуре и уровню развития. Все системы и ВПФ, и каждый психический процесс, входящий в систему, в на протяжении возрастного развития ребенка, изменяясь, совершенствуются. Изучение индивидуальных особенностей реализации ВПФ позволяет прогнозировать успешность ребенка в различных видах деятельности, в том числе и обучении, организовать своевременную квалифицированную коррекционно-развивающую помощь.

Исследования Л. С. Выготского показали, что каждому периоду психического развития человека соответствует определенная структура, в центре которой находится доминантная в этот период функция, оказывающая влияние в целом на интеллектуальное развитие. Развитие ребенка происходит за счет развития ВПФ, поскольку первоначально они предназначены для формирования адаптивной модели жизнедеятельности. Л. С. Выготский выделял три принципа формирования ВПФ:

образование сложных динамических систем, объединяющих целый ряд элементарных функций. Этот принцип подразумевает, что нарушение любой из этих систем должно вести к нарушению интегративной деятельности в целом.

изменчивость межфункциональных связей и отношений в процессе формирования ВПФ и принцип хроногенной локализации функций. Из этого принципа следует, что «высшее», внося новый принцип функционирования, не повторяет «низшего», наоборот «низшее» перестраивается под влиянием «высшего», т. е. формирование ВПФ происходит путем «напластования».

опосредованное строение ВПФ. Здесь речь идет об обобщенном, опосредованном с помощью знаковой системы отражении действительности в сознании.

В последнее время проблема учета особенностей формирования ВПФ в процессе воспитания и обучения детей приобретает особую актуальность. Следует обратить особое внимание на исследования психологов и педагогов XX века по вопросам соотношения уровня сформированности ВПФ и обучения.

По мнению Д. И. Фельдштейна, существенным признаком обучения является тот факт, что обучение создает зону ближайшего развития, т. е. пробуждает у ребенка интерес к жизни, приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития, которые сейчас являются для ребенка еще возможными только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества со сверстниками, но которые, проделывая внутренний процесс развития, становятся затем внутренним достоянием самого ребенка.

Экспериментальные исследования по проблеме обучения детей дошкольного возраста и развития психических процессов проводил А. В. Запорожец. Результаты его исследований доказывают, что под влиянием практического опыта ребенка и организации процесса обучения происходит психическое развитие. При этом условия жизни и воспитания оказывают неодинаковое психологическое влияние на индивидуальные особенности, изменяются содержательные и структурные характеристики психических процессов, т. е. не полностью используются потенциальные возможности ребенка. Следовательно, уже в дошкольном возрасте необходимо раскрыть как можно больший потенциал ребенка, а также наметить пути его развития. В этом плане психолого — педагогическое сопровождение развития познавательных процессов должно отражать направления реализации интеллектуального потенциала личности.

Формирование отдельных психических процессов, а также проблемы психического развития в целом изучал П. П. Блонский. Результаты его исследований подтверждают тот факт, что обучение ребенка напрямую зависит от его возможностей: зоны актуального и ближайшего развития. Так, развитие мышления рассматривается П. П. Блонским как поэтапное расширение объема мышления ребенка, которое влечет за собой изменение характера самого психического процесса.

Целый ряд существенных положений по проблеме развития ВПФ сформулирован в рамках теории интеллекта, разработанной под руководством Б. Г. Ананьева. Теория интеллекта подразумевает рассмотрение психомоторики, внимания, памяти и мышления в качестве компонентов интеллектуальной системы. В зависимости от возраста направленность интеллектуального развития характеризуется единством процесса дифференциации (возрастанием выраженности свойств отдельных познавательных функций) и процесса интегрированности (усилением связей между познавательными функциями разного уровня). Следовательно, критерием развития познавательных процессов является характер внутри — и межфункциональных связей различных познавательных функций и, в частности, мера их интегрированности. Таким образом, чем старше ребенок, тем более интегрированными должны быть его познавательные процессы. При этом Б. Г. Ананьев подчеркивает взаимосвязь развития ВПФ и структур личности. С одной стороны, потребности, установки, интересы и другие личностные индивидуальные характеристики определяют познавательную активность человека. С другой стороны, характерологические свойства личности и структура мотивов зависят от степени объективности ее отношений к действительности, общего развития интеллекта и опыта познания мира. Поэтому процесс развития ВПФ характеризуется неравномерностью и индивидуальной траекторией изменений.

Более подробно остановимся на особенностях формирования отдельных ВПФ, характерных для детей старшего дошкольного возраста.

В исследованиях Н. И. Поддъякова, З. М. Истоминой, А. В. Запорожца было установлено, что познавательные процессы можно рассматривать и как специфические виды деятельности: перцептивную, мыслительную, мнемическую. Каждая из них в процессе познания окружающего имеет свои особые задачи. Перцептивная деятельность анализирует внешние свойства предметов и явлений (форму, цвет, величину, ориентировку в пространстве и времени). Мыслительная деятельность устанавливает причинноследственные связи и отношения между предметами и явлениями. Основной задачей мнемической деятельности является запоминание, хранение и воспроизведение полученных знаний и умений. Например, в раннем возрасте преимущественно формируется восприятие и, как следствие, мышление ребенка носит наглядно-действенный характер, т. е. он может думать только с опорой наглядно-воспринимаемую ситуацию, он воспринимает лишь то, с чем активно взаимодействует, что привлекает его внимание, как объект восприятия. Ребенок постепенно накапливает образы предметов и явлений, которые, становясь представлениями (образами ранее воспринятых предметов и явлений), и составляют основу памяти ребенка. А. Н. Леонтьев считал, что развитие памяти — это смена трех форм ее функционирования, как перестройки механизмов ее работы. Первый этап развития памяти — это этап развития естественной способности к запечатлению и воспроизведению информации. Этот этап при нормальных условиях развития заканчивается уже в дошкольном детстве. На втором этапе формирования памяти процессы запоминания протекают как опосредованные, с использованием внешних опор запоминания. Этот этап характерен для детей младшего школьного возраста. На третьем этапе происходит развитие опосредованного запоминания, которое осуществляется в сторону развития и совершенствования приемов употребления внешних вспомогательных средств, и в сторону перехода от употребления внешних средств к средствам внутренним.

В возрасте между 5 и 7 годами у детей повышается способность перечислять предметы по памяти. В это время они начинают осознанно ставить себе задачу запомнить определенную информацию. Позднее дети группируют материал по категориям, а еще через некоторое время могут создавать небольшие рассказы и зрительные образы, помогающие лучшему запоминанию. Такое осознанное применение стратегий запоминания делает воспроизведение по памяти у старших детей наиболее эффективным (Обухова Л.Ф., Шаграева О. А.,).

Для детей дошкольного возраста ведущей является наглядно-образная память. Ребенок запоминает образ раньше, чем слово, обозначающее предмет. Действуя в уме образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметами, его результаты и таким путем решает задачу, стоящую перед ним. Это наглядно-образное мышление. С развитием механизмов речевой деятельности, ее левополушарной латерализации и произвольности, ребенок 6−7 лет начинает более совершенно овладевать словесно-логическим мышлением (Дубровинская Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М.М.). При этом речь ребенка совершенствуется постепенно. В 5−6 лет автоматизируется речевой моторный акт, формируется контекстная речь, речевое дыхание, плавность речи за счет координации между дыханием, фонацией и артикуляцией; в 6−7 лет ребенок владеет развитым звукопроизношением, фонематическим восприятием, слухоречевой памятью, определенным словарным запасом, лексико-грамматическим оформлением высказываний, активной, программированной, монологической речью (Безруких М.М., 2001).

Важнейшим фактором интегративной деятельности мозга является внимание. В онтогенезе наблюдается постепенное созревание механизмов данного процесса, состоящее в усилении избирательности активации функциональных систем мозга и возрастании регулирующей роли его лобных отделов (Дубровинская Н.В., Дубровинская Н. В., Мачинская Р.И.). В дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание, а в школьном — произвольное, формирование которого происходит в период с 3 до 10 лет, причем наиболее интенсивно — в 6−7 лет (Григорьева Л.П., Переслени Л. И., Рожкова Л. А., Фарбер Д. А., Дубровинская Н.В.). Произвольное внимание является основой любой успешно протекающей деятельности (Ратанова Т.А.).

Исследованием процесса восприятия занимался Л. А. Венгер. Им были разработаны уровни перцептивных действий (восприятия): «доэталонная», синкретическая, смешанная и адекватная ориентировка. Известно, что зрительное восприятие включает в себя комплекс процессов: зрительномоторная координация, константность, помехоустойчивость восприятия, пространственное и зрительнопространственное восприятие, зрительный анализ и синтез. Морозова Л. В. отмечала, что актуальным является изучение всех составляющих восприятия не отдельно, а в комплексе, при выполнении перцептивной деятельности детьми разного возраста. Восприятие — целенаправленный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. По мнению А. В. Запорожца, период дошкольного детства наиболее сенситивен для развития восприятия, так как под влиянием продуктивной творческой деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивных и интеллектуальных действий по анализу воспринимаемых объектов. Восприятие детей становится осмысленным и дифференцированным. В процессе восприятия старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности.

Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований показал, что отечественная психология имеет богатый материал изучения формирования ВПФ у детей разного возраста. Вместе с тем, современная практика работы психологов ДОО демонстрирует необходимость синтеза различных подходов и направлений исследований, разработки методологии единого комплексного системного подхода к вопросам изучения психических процессов у детей дошкольного возраста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой