Гончарова Т.И. Творчество и новаторство в педагогической деятельности
Гончарова призывает не смотреть на детей со стороны, сверху вниз, не присаживаться на корточки, а быть с ними на равных, учить их и учиться у них. Ученик — такой же творец учебно-воспитательного процесса, как и учитель. Эффективность урока во многом определяется тем, в какой мере сами ученики включаются в самостоятельный поиск истины. Нет подлинного учения без самообразования и нет… Читать ещё >
Гончарова Т.И. Творчество и новаторство в педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Гончарова Т.И. — преподаватель истории из Ленинграда, народный учитель СССР. Она считает, что «урок — это совместный поиск истины учителем и учениками. Ученик на уроке должен работать, а не выслушивать лекции учителя, которые он в впоследствии, вероятно, забудет». [2, с.33].
Гончарова призывает не смотреть на детей со стороны, сверху вниз, не присаживаться на корточки, а быть с ними на равных, учить их и учиться у них. Ученик — такой же творец учебно-воспитательного процесса, как и учитель. Эффективность урока во многом определяется тем, в какой мере сами ученики включаются в самостоятельный поиск истины. Нет подлинного учения без самообразования и нет самообразования без учения.
Гончарова определила главную проблему некачественного обучения в том, что школьники редко вовлекаются в подлинно творческую работу; чаще всего они получают знания в готовом виде, запоминают их и воспроизводят; «им приходится идти по сценарию, сделанному учителем; их роль — роль оркестрантов, исполнителей сценария; класс напоминает театр одного актера; школьник остается лишь обучаемым и воспитуемым, он — объект, а не субъект процесса познания окружающего мира; его пассивная позиция — главное зло в организации учебно-воспитательного процесса». [2, с.63].
Также одной из важных проблем школы является неправильно организованный процесс обучения. Ученик — не менее важный участник учебно-воспитательного процесса, чем учитель, у него огромный творческий потенциал, и естественна такая организация процесса открытия мира, когда учитель учит учеников, а ученики — друг друга и учителя. Тот учитель современен, который делает своих учеников учителями, в какой-то мере коллегами; подлинная школа — та, в которой учитель окружен не просто единомышленниками, но и соратниками.
«Увлечение познанием зависит не только от содержания информации, но и от причастности учеников к организации учебного процесса; эффективность обучения во многом определяется тем, в какой мере сами ученики включаются в самостоятельный поиск истины; нет подлинного обучения без самообразования и нет самообразования без обучения, поэтому чуть ли не на каждом уроке надо добиваться единства обучения и самообразования». [2, с.64].
Пусть интеллектуальная энергия учеников, для которых скучен труд потребления знаний, найдет выход в собственной познавательной активности, самостоятельности. Активность же определяется потребностью разрешить тревожащие вопросы. «Учить детей ставить вопросы и разрешать их или, по крайней мере, задумываться над ними — наше призвание. Необходимо постоянно возбуждать у школьников умственный голод, поддерживать и развивать у них „вопросительное“ отношение к окружающему миру». [2, с.64].