З. 6. Развитие творческих способностей и исследовательское поведение
Один из разработчиков этого методического приема, американский психолог Алекс Осборн предлагает для повышения уровня продуктивности мышления руководствоваться четырьмя правилами «мозгового штурма». Бб рон. Нужно стремиться к продуктивности, чтобы группа выдвинула как можно больше идей. Все их необходимо зафиксировать. Охарактеризуйте основные функции детского фантазирования и его связь… Читать ещё >
З. 6. Развитие творческих способностей и исследовательское поведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В психологии творчества одним из самых популярных является сомнительное утверждение о том, что «творец спит в каждом человеке», но ему мешают проявиться внутренние и внешние барьеры. Попробуем разобраться в том, справедливо ли оно, или это один из многочисленных мифов, которыми буквально переполнена психология творчества.
Жизнь обычного человека складывается так, что от него требуется в первую очередь не творчество, а нечто иное. Если мы обратимся к фактам, то без труда заметим, что, например, в школе от ученика требуют вовсе не проявлений исследовательского поведения, не какого-то творческого, оригинального, а всего лишь «правильного» ответа. На производстве от работника чаще всего ждут выполнения определенных, заранее предписанных обязанностей. А сам человек в повседневной жизни часто боится собственных творческих, оригинальных, неожиданных решений. Ведь творческие решения обычно связаны с риском ошибиться, в результате чего можно легко стать объектом насмешек. На пути к творчеству у человека действительно оказывается множество внешних и внутренних устрашающих препятствий.
Поэтому-то многие психологи убеждены, что, стоит избавить человека от барьеров, связанных с этими страхами, с неуверенностью в себе, как заключенный в нем творец освободится. И человек начнет творить. На этом принципе построен замечательный и очень популярный в практической психологии прием активизации творческого мышления — «мозговой штурм». С помощью нехитрых, но очень действенных способов человеку дается возможность раскрепоститься и «стать самим собой».
Один из разработчиков этого методического приема, американский психолог Алекс Осборн предлагает для повышения уровня продуктивности мышления руководствоваться четырьмя правилами «мозгового штурма».
- • Никакой отрицательной критики; исключение оценки до тех пор, пока не будут высказаны все идеи.
- • Требование свободы; чем шире идеи, тем лучше.
- • Включаются как небольшие очевидные, так и широкие необычные альтернативы.
- • Создание новых альтернатив комбинированием и перемещением уже высказанных.
Критика идей недопустима потому, что она будет сдерживать полет творческой мысли. Всякую высказанную идею непременно следует похвалить, любая поддержка, любое одобрение стимулирует генераторов идей. В качестве самых лучших следует рассматривать «сумасшедшие идеи», желательно, чтобы участники отказывались от привычных стереотипов и шаблонов, учились смотреть на проблемы с новых сто;
бб рон. Нужно стремиться к продуктивности, чтобы группа выдвинула как можно больше идей. Все их необходимо зафиксировать.
Эта методика популярна и широко распространена, во всем мире и дает хорошие результаты, как в плане решения сложных проблем, так и в плане развития творческого мышления. Но не все специалисты единодушны в ее оценке. Так, например, известный психолог, специалист в области творческого мышления Эдвард де Боно откровенно смеется над данной методикой. Он предлагает такую аналогию — представьте себе связанного человека, рядом с которым лежит скрипка. Если мы разрежем или развяжем связывающие его веревки, станет ли он играть на скрипке? Ответ прост — станет, если он скрипач, а если нет… Что толку с того, что мы его развязали?
Отсюда Э. де Боно делает вывод — раскрепостив человека, позволив ему быть самим собой, мы только дадим ему возможность чуть больше проявить свои творческие способности. Но это произойдет лишь в том случае, если сами эти творческие способности у этого человека есть.
Э. де Боно считает, что творческое начало не является природным качеством ума, но он убежден, что в сознание людей следует внедрять мысль о том, что в самом творчестве нет ничего мистического и таинственного. Творчеству можно и нужно учить. Для этого следует обучиться некоторым приемам творческого мышления. В последующих главах мы рассмотрим их подробнее.
Вопросы для самостоятельной работы
- 1. Чем исследовательская потребность отличается от других витальных потребностей?
- 2. Как связаны между собой поисковая активность и креативность?
- 3. Назовите основные подходы к изучению и определению творчества.
- 4. Охарактеризуйте связь между прошлым опытом индивида и его способностью к творчеству.
- 5. Какова роль образов и образного мышления в ситуациях исследовательского поведения?
- 6. Охарактеризуйте основные функции детского фантазирования и его связь с исследовательским поведением ребенка.
- 7. «Спит ли творец» в каждом человеке?