Методы воспитания.
Актуальные направления воспитания личности в системе профессионально-технического и среднего специального образования
Дискуссионные методы, направленные на сравнительный анализ прав и культурных особенностей молодежи в разные периоды и в разных странах; Изучение учащимися литературы по проблемам формирования национального самосознания, толерантности, обогащения национальной культуры. Организация работы кружков художественного и декоративно-прикладного творчества: «Белорусская завалинка», «Хозяюшка», «Спадчына… Читать ещё >
Методы воспитания. Актуальные направления воспитания личности в системе профессионально-технического и среднего специального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Диагностическая деятельность:
— исследование толерантности и эмпатии, национального самосознания учащихся;
— анализ участия учащихся в воспитательных мероприятиях, направленных на национальное и поликультурное развитие;
— статистический и качественный анализ участия учащихся в клубах и кружках;
— изучение позиции учащихся по отношению к национальному достоинству, культуре и традициям других народов;
— анализ посещения учащимися театров, музеев;
— проведение социально-педагогических опросов, анкетирования, тестирования по выявлению личностных особенностей, уровня адаптированности учащихся, их социальной зрелости;
— исследование социального окружения учащихся учебных групп, их ценностных ориентаций и социальной направленности, их отношения к другим нациям;
— изучение молодежных субкультур и их влияния на учащихся.
2. Учебно-познавательная деятельность:
— краеведческо-поисковая работа как освоение учащимися культуры своего народа, изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т. д.;
— деятельность клубов и кружков краеведческой, поисковой направленности;
— изучение этнокультурных, этносоциальных и демографических проблем в Беларуси и за ее пределами в разрезе гуманитарных дисциплин;
— аналитический разбор острых национальных проблем;
— информационные и воспитательные часы на тему национально-культурного возрождения Беларуси, по вопросам межнациональных и общественно-политических проблем в стране и за рубежом (причины много-конфессиональности населения, проблема билингвизма и т. д.);
— изучение тем, связанных с проблемами миграции (беженцы на территории Беларуси): лекции, фотовыставки, показ и обсуждение фильмов, организация встреч с беженцами, обыгрывание конкретных ситуаций;
— дискуссионные методы, направленные на сравнительный анализ прав и культурных особенностей молодежи в разные периоды и в разных странах;
— экспедиции в историческое прошлое Родины, сопоставление различных оценок фактов и событий;
— включение в досугово-игровую деятельность при проведении конкурсов на знание особенностей национальной культуры: «Белорусские национальные блюда», «Белорусский орнамент», «Белорусские национальные музыкальные инструменты»; конкурса знатоков устного народного творчества (пословиц и поговорок и др.);
— виртуальные экскурсии по историческим местам Беларуси;
— организация работы кружков художественного и декоративно-прикладного творчества: «Белорусская завалинка», «Хозяюшка», «Спадчына»;
— создание этнографических, краеведческих музеев (музейных экспозиций) учреждения образования.
3.Ценностно-ориентационная деятельность:
— деловые игры и другие интерактивные методы, направленные на осознание национальных, культурных, социальных традиций в поликультурном мире;
— деятельность, направленная на восстановление и сохранение достопримечательностей, самобытности и национального колорита своего региона (содействие в реставрации памятников культуры и архитектуры, природоохранная деятельность и т. д.);
— проведение творческих вечеров, праздников, концертов в соответствии с национальными культурными традициями белорусского народа и конкретного региона;
— деятельность национальных фольклорных коллективов, художественной самодеятельности, кружков и клубов по народному творчеству (вышивка, изделия из соломки, резьба по дереву и т. д.);
— организация тематических фотовыставок, выставок народных ремесел, национальных костюмов в учебном заведении;
— использование национального колорита при оформлении интерьера учебного заведения;
— проведение художественно-творческих мероприятий, направленных на культурное взаимодействие со славянскими народами, расширение представлений о других народах и культурах (фестивали дружбы, концерты и праздники с участием представителей разных этнических групп);
— изучение учащимися литературы по проблемам формирования национального самосознания, толерантности, обогащения национальной культуры.