Закономерности физического развития детей младшего школьного возраста
Данные развития молодого организма используются для рационального формирования физических нагрузок, которые осуществляются в соответствии с возрастными особенностями детей и особенностями различных видов физических упражнений. На основе этих данных строится педагогический и медицинский контроль в процессе физического воспитания школьников. Для нормального планирования физических нагрузок… Читать ещё >
Закономерности физического развития детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важным в реализации системы физического воспитания детей является знание их личностных качеств, физического и психического здоровья, стойкости нервной системы к различным видам раздражений, выносливости, интересов и возможностей. Учитывая анатомо-физиологические особенности ребенка, можно в нужном направлении влиять на его развитие. Нормальное умственное и физическое развитие ребенка возможно при условии обеспечения оптимального двигательного режима. Это особенно важно для учеников младших классов, так как необходимость активного двигательного режима у детей раннего возраста обусловлена анатомо-физиологическими, психологическими и социальными закономерностями. Именно для этого возраста характерны интенсивный рост и становление основных органов и функций организма.
Данные развития молодого организма используются для рационального формирования физических нагрузок, которые осуществляются в соответствии с возрастными особенностями детей и особенностями различных видов физических упражнений. На основе этих данных строится педагогический и медицинский контроль в процессе физического воспитания школьников. Для нормального планирования физических нагрузок необходимо учитывать ряд факторов, которые влияют на закономерность развития организма. Без учета этих факторов планирования положительных сдвигов в органах и системах организма под влиянием физических нагрузок может быть неосуществленным. К факторам, которые положительно или отрицательно влияют на развитие молодого организма, следует отнести акселерацию, гиподинамию, гетерохронизм, загрязненность окружающей среды [32; 48].
Акселерация — ускоренное развитие организма ребенка.
Гиподинамия — уменьшение силы, причиной ее могут быть физические, физиологические и социальные факторы.
Гипокинезия — это симптомы двигательных расстройств, которые отражаются в пониженной двигательной активности [3; 69].
Особенностями строения и развития скелета младших школьников является то, что окостенение скелета в этом возрасте еще не закончено, причем эти процессы проходят неравномерно. Из-за значительной подвижность и гибкость позвоночника часто бывают случаи деформации нормальных его сгибов. Это нужно учитывать при планировании и проведении педагогического процесса в физическом воспитании. Различные толчки во время приземления с большой высоты, неравномерная нагрузка на нижние конечности могут негативно повлиять на смещение костей таза и их рост. Кроме того, большие физические нагрузки могут быть причиной формирования плоскостопия у детей [1; 93].
Мышцы у детей содержат больше воды и меньше твердых ресурсов, чем у взрослых. Поэтому они очень эластичны и подвижны в суставах. Интенсивное развитие мышечной системы костей происходит с 6−7 лет, когда ребенок начинает систематически приучаться к писанию, лепке, рисованию.
Прирост силы, связанный с возрастными изменениями, происходит в определенной степени независимо от физических нагрузок. Но под влиянием физических занятий сила мышц в возрастном аспекте увеличивается значительно быстрее. Возрастные особенности детей ограничивают применение силовых упражнений на уроках физической культуры. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у детей развитие тормозных процессов. Кратковременные скоростно-силовые упражнения младшие школьники выполняют достаточно легко. Поэтому на занятиях с детьми 6−10 лет применяются прыжковые, акробатические упражнения, а также динамические упражнения на гимнастических приборах [24; 77].
В младшем школьном возрасте мышцы туловища еще плохо фиксируют позвоночник в статических позах, поэтому осанка младших школьников еще не является постоянной. В них легко возникают функциональные, временные асимметричные положения тела. У детей чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей становится больше, чем сила мышц левой стороны. Поэтому у школьников с очень выраженной односторонней силой мышц может развиваться боковое искривление позвоночника — сколиоз. Для предотвращения этих процессов физические упражнения формируют мышечный корсет. При перегрузке мышц нижних конечностей (при злоупотреблении статическими упражнениями в стоячем положении, длительными нагрузкам в ходьбе, беге и т. д.) у ребенка может возникнуть не только деформация костей стопы, но и деформация в коленных, голеностопного сустава, другие отклонения [31; 54].
Морфологические особенности двигательного аппарата, высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночника способствуют успешному выполнению упражнений, которые развивают гибкость и ловкость. Наибольшие темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 6 до 10 лет. Позже других качеств развивается выносливость.
В возрастных изменениях двигательной функции главное место принадлежит центральной нервной системе и, прежде всего, — коре больших полушарий. В младшем школьном возрасте дети легко овладевают сложными формами движений. Объясняется это тем, что в 6−8 лет высшая нервная деятельность ребенка достигает высокого развития. Но функциональные показатели нервной системы еще не совсем совершенны. Для детей этого возраста характерна небольшая сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения. Поэтому движения они лучше усваивают в общем виде.
У младших школьников наблюдается сравнительно небольшая работоспособность нервных клеток. Поэтому при воздействии сильных, однообразных и долго действующих раздражителей у них легко развивается запредельное торможение [40; 105]. Вследствие этого дети младшего школьного возраста отличаются незначительной выносливостью. Медленный бег может с успехом использоваться в качестве основного средства развития общей выносливости уже в младшем школьном возрасте.
Двигательные навыки у 6−10-летних детей производятся быстро. Этому способствует высокая возбудимость и пластичность центральной нервной системы [35; 94].
Сердце у детей быстро возбуждается. Оно обладает способностью приспосабливаться к физическим нагрузкам, но вместе с тем его деятельность неустойчива. Поэтому длительные физические и психические нагрузки могут негативно повлиять на деятельность сердца, вызывать различные патологические явления в сердечной мышце и сосудах. Поэтому различные нагрузки нужно дозировать, учитывая возрастные особенности и состояние здоровья ребенка. Очень важным является соблюдение систематичности занятий физическими упражнениями.
У младших школьников частота пульса высокая и достигает 90−95 уд./мин. Одной из характерных особенностей детей этого возраста является то, что у них присутствует аритмия, то есть неравномерный режим работы сердца в состоянии покоя. Мышечные волокна сердца ребенка младшего школьного возраста развитые сравнительно слабо. Поэтому сила сокращения сердечной мышцы относительно невелика. Систолический объем у детей 6−8 лет мал. Он достигает 20−25 мл, а у взрослых — 50−60 мл и более. Мышечная работа у детей этого возраста обеспечивается за счет частоты сердечных сокращений, а не их силы. Функциональные резервы сердца у детей значительно ниже, чем у взрослых [31; 46].
При занятиях физическими упражнениями с детьми этого возраста следует помнить, что их необходимо ограничивать в значительных мышечных напряжениях, связанных с длительным сохранением той или иной недвижимой позы, переносом тяжестей. Вместе с тем, длительное ограничение необходимой двигательной активности приводит к атрофии мышц, нарушению осанки и функций внутренних органов, снижение психической и физической работоспособности, возникновению хронических заболеваний сердечно — сосудистой систем и обмена веществ [39; 119].
Именно в младшем школьном возрасте интенсивно развиваются различные задатки, формируются нравственные качества, черты характера, закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных задатков ребенка.
Именно в период 6−10 лет жизни закладываются основы культуры движений; успешно осваиваются новые, ранее неизвестные упражнения и действия, физкультурные знания. Способности детей к освоению техники движений настолько велики, что многие новые двигательные умения осваиваются без специального инструктажа.