Методика работы по формированию звуковой культуры речи
ТЮЛЬПАН, ВАСИЛЕК, ФИКУС, КАКТУС (Если в слове есть звук «а», дети должны хлопнуть в ладошки.). Определение места буквы «Н» в слове (начало, середина, конец.). Называется слово, находится звук «Н» или «Н,» (БАРАБАН, КОНЬ). Повторение: — На какие 2 группы можно разделить все звуки? Тема урока: Согласные звуки «Н» и «Н», буквы «Н», «н». Выделение звукаа-: — Произнести слово «астра». Структура процесса… Читать ещё >
Методика работы по формированию звуковой культуры речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Работа по формированию звуковой культуры речи начинается с младшей группы детского сада. «Программа воспитания в детском саду» включает следующие виды работы по обучению речи на специальных занятиях: воспитание звуковой культуры речи детей; обогащение словаря; формирование грамматических навыков; обучение связной речи — монологу и диалогу — в связи с ознакомлением с окружающим: с бытовой и производственной деятельностью людей, с природой, с общественной жизнью (при участии в подготовке и проведении утренников, посвященных всенародным праздникам); ознакомление с художественной литературой; заучивание наизусть.
В процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи. Формирование звуковой культуры речи в период обучения грамоте включает различные виды работы. Рассмотрим их более подробно.
Знакомство со звуками русского языка в период обучения грамоте
Структура процесса изучения одного звука.
- 1. Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в обратной форме).
- 2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.
- 3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
- 4. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки — чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).
На занятиях по обучению грамоте в первом классе уделяется большое внимание правильному произношению звуков и распознаванию их в словах. Приведу пример фрагментов уроков, на которых проходило знакомство со звуками «А» и «Н».
Тема урока: Гласный звук «А», буквы А, а.
- 1. Повторение:
- — На какие 2 группы можно разделить все звуки?
- — Какие признаки у гласных?
- — Какие признаки у согласных?
- 2. Выделение звукаа-:
- — Произнести слово «астра».
- — Какой первый звук мы слышим?
- — Какой он гласный или согласный?
- — Почему?
- 3. Упражнение в слышании звукаа-:
ТЮЛЬПАН, ВАСИЛЕК, ФИКУС, КАКТУС (Если в слове есть звук «а», дети должны хлопнуть в ладошки.).
Тема урока: Согласные звуки «Н» и «Н», буквы «Н», «н».
- 1. Повторение:
- а) игра «Живые буквы».
К доске вызываются 2 ученика. У одного в руках буква «А», у другого «У». Дети сближают карточки, класс читает «Ау».
Другие 2 ученика — «Уа». (объяснение слов).
2. Выделение согласных звуков «Н» и «Н,».
Называется слово, находится звук «Н» или «Н,» (БАРАБАН, КОНЬ).
- 3. Упражнение в слышании выделенных звуков:
- — Приготовьте ладошки. Если в слове, которое я произнесу, есть звук «Н» или «Н,», то вы хлопаетет, если нетнет: танк, кони, команда, атака, знамя, пулемет, орден.
- 4. Определение места буквы «Н» в слове (начало, середина, конец.)
Детям предлагается самим назвать несколько слов, в которых они слышат «Н» или «Н,»: один ребенок придумывает слово, другойуказывает месторасположение звука в слове.