Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

ДидактичСскиС взгляды. Π―.А. КомСнский ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π¦Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ указания Π΄Π°Π» КомСнский, Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΠ² дидактичСскоС Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΡΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ обучСния для учащихся. ДСтям слСдуСт Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ для обучСния Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ доступно ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Ρƒ. КомСнский стрСмился, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, сильнСС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ способности учащихся, «Π²ΠΎΡΠΏΠ»Π°ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΆΠ°ΠΆΠ΄Ρƒ знания ΠΈ ΡƒΡΠ΅Ρ€Π΄ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ», для Ρ‡Π΅Π³ΠΎ Π½Π°Π΄ΠΎ, ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π» ΠΎΠ½, ΡΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ приятноС с ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½Ρ‹ΠΌ, ΠΏΠΎΠΎΡ‰Ρ€ΡΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚ΡΠΊΡƒΡŽ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ДидактичСскиС взгляды. Π―.А. КомСнский ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

БлСдуя сСнсуалистичСской философии, КомСнский Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ познания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ поставил чувствСнный ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΠΈ Ρ‚СорСтичСски обосновал ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎ раскрыл ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ наглядности. Он ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π» Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ, Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ всСх ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² чувств ΠΊ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ΠΌΡƒ ΠΈ ΡΡΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΡŽ Π²Π΅Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ. Им Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π³Π»Π°ΡˆΠ΅Π½ΠΎ «Π·ΠΎΠ»ΠΎΡ‚ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ» Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ: «Π’сС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ для восприятия чувствами: Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ΅ для восприятия — Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ; ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠΈΠΌΠΎΠ΅ — слухом; Π·Π°ΠΏΠ°Ρ…ΠΈ — обоняниСм; ΠΏΠΎΠ΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰Π΅Π΅ вкусу — вкусом; доступноС осязанию — ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ осязания. Если ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹ сразу ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ нСсколькими чувствами, ΠΏΡƒΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ½ΠΈ сразу ΡΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ нСсколькими чувствами"[7]. БСссмыслСнной, мСханичСской Π·ΡƒΠ±Ρ€Π΅ΠΆΠΊΠ΅, догматичности обучСния КомСнский противопоставил Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учСния.

КомСнский настаивал Π½Π° ΡΠΈΡΡ‚Сматичности обучСния. Π’ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΎΠ½ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π», Π½Π°Π΄ΠΎ ΠΈΠ΄Ρ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Π°ΠΌ, ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠ² ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚, ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ эти Ρ„Π°ΠΊΡ‚Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹; ΠΈΠ΄Ρ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ Π°Π±ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ, ΠΎΡ‚ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ, ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΊ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ. Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ ΠΎΠΏΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ природосообразности. Π’ «Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠΉ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅» КомСнский Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΠ» Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ основополоТСния :

  • — ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° Π½Π΅ ΡΠΌΠ΅ΡˆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ своих дСйствий, выполняСт ΠΈΡ… ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ порядкС;
  • — Π²ΡΡΠΊΠΎΠ΅ своС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ с ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ особСнным;
  • — ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° Π½Π΅ Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ скачков, Π° ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ постСпСнно;
  • — Π½Π°Ρ‡Π°Π² Ρ‡Ρ‚ΠΎ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ, ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° Π½Π΅ ΠΎΡΡ‚анавливаСтся, ΠΏΠΎΠΊΠ° Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ Π΄Π΅Π»ΠΎ Π΄ΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π°. 8]

Π¦Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ указания Π΄Π°Π» КомСнский, Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΠ² дидактичСскоС Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΡΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ обучСния для учащихся. ДСтям слСдуСт Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ для обучСния Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ доступно ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Ρƒ. КомСнский стрСмился, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, сильнСС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ способности учащихся, «Π²ΠΎΡΠΏΠ»Π°ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΆΠ°ΠΆΠ΄Ρƒ знания ΠΈ ΡƒΡΠ΅Ρ€Π΄ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ», для Ρ‡Π΅Π³ΠΎ Π½Π°Π΄ΠΎ, ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π» ΠΎΠ½, ΡΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ приятноС с ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½Ρ‹ΠΌ, ΠΏΠΎΠΎΡ‰Ρ€ΡΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚ΡΠΊΡƒΡŽ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. «Π£ ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² я Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ, Π² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ», — писал ΠΎΠ½. 9].

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ