Работа с текстом после чтения
Задания на контроль понимания прочитанного (вовлекают учащихся в активную творческую деятельность, речевую и неречевую): Обобщить полученную информацию, оценить её с точки зрения актуальности и перспективности её использования. Цель — достижение понимания текста на уровне смысла (основной мысли) и контроль понимания прочитанного. Выискивая взглядом ключевые слова и другие сигналы, выделить… Читать ещё >
Работа с текстом после чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель — достижение понимания текста на уровне смысла (основной мысли) и контроль понимания прочитанного.
Это — стадия рефлексии. Размышляя, учащиеся констатируют смысл, осознавая, каким путём они к нему пришли, анализируют его. Размышление начинается как индивидуальный процесс (учащиеся составляют вопросы, представляют вычитанную информацию в виде схемы) и завершается дискуссией, коллективной беседой под руководством учителя.
Задания на контроль понимания прочитанного (вовлекают учащихся в активную творческую деятельность, речевую и неречевую):
- — нарисуйте, начертите …
- — перескажите, расскажите, спишите, докажите
- — напишите, продолжите, закончите, дополните
- — найдите эквиваленты, переведите
Особое значение имеют тестовые задания, позволяющие проверить одновременно всех учащихся в выборе правильного ответа на вопрос:
- — завершение высказывания на основе предложенных тезисов;
- — расположение по порядку;
- — группировка фактов;
- — перекрёстный выбор или установление соответствий;
- — вычёркивание специально вставленных фрагментов;
- — заполнение пробелов в тексте специально пропущенными словами и др.
Обучение поисково-просмотровому чтению.
Нужно помнить о том, что предполагается получение самого общего представления о содержательно-смысловом плане текста: понимание темы и круга рассматриваемых вопросов, общей структуры текстового материала, определения дальнейшей стратегии чтения в соответствии с интересами читающего.
Задания типа:
- — по заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста;
- — по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип (характер) текста (реклама, анонс, метеосводка, программа телепередач);
- — по доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст;
- — выискивая взглядом ключевые слова и другие сигналы, выделить в тексте нужную, интересующую информацию;
- — обобщить полученную информацию, оценить её с точки зрения актуальности и перспективности её использования.
Обучение ознакомительному чтению.
Главное — научить школьников прогностическим действиям и умению находить в тексте ответы на вопросы: о чём, о ком идёт речь, где, когда это происходит. Работа с текстом проходит в 3 этапа: до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий), в процессе чтения (быстрое чтение с опорой только на знакомый языковой материал, выделение в тексте основных смысловых вех, поиск ответовна вопросы или решение других коммуникативных задач), после чтения (выражение своего отношения, мнения с опорой на текст).