Констатирующий этап исследования
Полученные в ходе исследования данные соотносились с таблицей примерных норм содержания нравственных представлений детей в соответствии с возрастом. На основании этого делался вывод о том, какой качественный уровень представления о нравственно-волевых качествах у детей первой, второй и третьей групп. У детей, входящих в состав второй группы преобладает средний уровень осознания нравственных… Читать ещё >
Констатирующий этап исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Данные, полученные в ходе исследования соотносились с таблицей норм возрастного поведения. Делался вывод об уровне сформированности культуры общения старшего дошкольника.
Для каждого ребенка подсчитывался в баллах уровень сформированности культуры общения со значимыми взрослыми в соответствии с таблицей:
Высокому уровню присвоили 3 балла; среднему уровню — 2 балла; низкому уровню — 1 балл.
Полученные нами результаты показали: у 9 дошкольников высокий уровень культуры общения со взрослыми, что соответствует 30% от общего количества исследуемых детей; у 11 детей средний уровень культуры общения со взрослыми, что соответствует 37% от общего количества; у 10 дошкольников низкий уровень культуры общения со взрослыми, что соответствует 33%.
Полученные данные позволили нам выделить 3 группы (в дальнейшем в нашем исследовании анализ других данных будет производиться в соотношении с данным разделением детей на группы): в первую вошли дети с высоким уровнем культуры общения со значимыми взрослыми — 9 человек (30%); во вторую группу вошли дети со средним уровнем культуры общения — 11 человек (37%); в третью группу мы включили детей с низким уровнем культуры общения со значимыми взрослыми — 10 человек (33%) (Рис. 1.).
У мальчиков группы с разным уровнем культуры общения со значимыми взрослыми представлены следующим образом: высокий — 3 человека; средний — 4 человека; низкий — 7 человек. У девочек: высокий — 6 человек; средний — 7 человек; низкий — 3 человека.
Таким образом, процесс становления культурных норм общения со взрослыми является показательным для старшего дошкольного возраста.
Рисунок 1 — Распределение по группам с разным уровнем культуры общения.
Примечание: ВКО — высокий уровень культуры общения; СКО — средний уровень культуры общения; НКО — низкий уровень культуры общения.
Полученные в ходе исследования данные соотносились с таблицей примерных норм содержания нравственных представлений детей в соответствии с возрастом. На основании этого делался вывод о том, какой качественный уровень представления о нравственно-волевых качествах у детей первой, второй и третьей групп.
Таким образом, у дошкольников, входящих в состав первой группы в 78% ответах наблюдаются обобщенные представления о правдивости, смелости, честности; 22% дошкольников ссылались лишь на оценку качества («Добрый… хороший»; «Злой… плохой»); отрицательное отношение к таким качествам как лживость, трусость, злость, жадность, складывается у 89% детей; 11% затруднились ответить на поставленные вопросы.
Во второй группе обобщенные представления о правдивости, смелости, честности, щедрости у 82% дошкольников; только на оценку качества ссылались 18% детей; отрицательное отношение к лживости, трусости, злости, жадности складывается у 91% дошкольников; 9%, входящих в состав этой группы, практически не сформировали представление о нравственно-волевых качествах.
У детей, входящих в состав третьей группы следующие показатели: обобщенные представления о правдивости, смелости, честности, щедрости — 70%; 30% ссылаются только на оценку качества; представления о нравственно-волевых качествах практически не сформировано у 10%; отрицательное отношение к таким качествам как лживость, трусость, злость, жадность складывается у 90%.
Таблица 1 — Данные представлений детей о нравственно-волевых качествах.
Положительные нравственно-волевые качества. | Отрицательные нравственно-волевые качества. | |||
Обобщённые представления, осознание. | Осознание только эмоциональной окрашенности. | Обобщённые представления, осознание. | Осознание только эмоциональной окрашенности. | |
1 группа. | 78%. | 22%. | 89%. | 11%. |
2 группа. | 82%. | 18%. | 91%. | 9%. |
3 группа. | 70%. | 30%. | 90%. | 10%. |
Примечательно, что дети с разными уровнями культуры общения имеют схожие показатели по качественному представлению о тех или других нравственно-волевых качествах. Тем самым, правомерно предположить, что сами по себе знания и представления о нравственных качествах не являются непосредственными регуляторами поведения детей. Для того, чтобы осознаваемая нравственная норма стала регулятором поведения необходимо, чтобы она была эмоционально отреагирована и пережита, вошла в непосредственный жизненный опыт ребёнка. Только тогда на основании данной нравственной нормы и будет строиться поведения и общение детей.
Прежде всего, нас интересовало, каков качественный уровень осознания нравственных норм у старшими дошкольниками, входящих в состав первой, второй и третьей групп.
Полученные данные свидетельствуют: высокий уровень осознания нравственных норм у детей первой группы — у 67%; средний уровень — у 33% дошкольников.
У детей, входящих в состав второй группы преобладает средний уровень осознания нравственных норм — 55%; высокий уровень — у 36%; 9% детей правильно оценивают поступки детей, но нравственную норму не формулируют, что может быть расценено как низкий уровень осознания нравственных норм.
У детей третьей группы также преобладает средний уровень осознания нравственных норм — 50%; высокий уровень — у 40%; правильно оценивают поступки детей, но нравственную норму не формулируют — 10%, что соответствует низкому уровню осознания норм.
В первой группе детей отсутствует низкий уровень осознания нравственных норм, в отличие от двух других групп. Между тем, показатели по высокому уровню осознания практически одинаковы во второй и третьей группах и отличаются в первой относительно второй и третьей.