Развитие двигательных качеств в младшем школьном возрасте
Дети в возрасте 7−10 лет уже в состоянии длительно, устойчиво поддерживать функциональную активность. Младший школьный возраст сенситивен для формирования способности к длительно целенаправленной деятельности, как умственной, так и физической. Физиологические механизмы, обеспечивающие быстрое развитие выносливости, заключаются в первую очередь в расширении резервных возможностей большинства… Читать ещё >
Развитие двигательных качеств в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В младшем школьном возрасте происходят изменения и в основных видах двигательных действий. В беге и прыжках за счет фазы полета и повышения гибкости суставов увеличивается длина шагов, скорость бега становится в 4 раза больше скорости ходьбы, увеличивается длина и высота прыжка. Наибольший прирост точности прыжка отмечается в этом возрасте. В бросках и метаниях с 7−8 лет увеличивается меткость попадания в цель, и уменьшаются отклонения от заданного направления. У мальчиков и девочек с возрастом существенно улучшаются показатели, характеризующие умения оценивать движения в пространстве и во времени. Самой трудной для детей младшего возраста является дифференцировка степени мышечных усилий. Интегральная оценка пространственно — временных характеристик возможна для детей с 8−9 лет (Фарбер Д.А. с соавт., 1990 г; Литвинов Е. Н. с соавт., 1997 г.).
Многочисленные исследования свидетельствуют о наличии в развитии двигательных функций интенсивных периодов, целенаправленное воздействие в рамках которых оказывает положительное влияние на двигательные способности и физическое развитие ребенка, не использование этих периодов для достижения оптимальных результатов приведет к тому, что не все потенциалы организма будут реализованы или на их реализацию потребуется более длительное время (Азарова И.В., 1983 г; Литвинов Е. Н. и соавт., 1997 г. и др.).
В младшем школьном возрасте двигательные качества развиваются не одновременно и не равномерно. Учеными выявлено существование так называемых критических или сенситивных периодов, в которые можно добиться наибольших приростов или положительных сдвигов.
Таблица 2. Физические качества, подлежащие акцентированному воспитанию на уроках физической культуры у младших школьников (по А. А. Гужаловскому, 1976).
Класс,. (возраст лет). | Физические качества. | Гибкость. | Равновесие. | |||
сила. | Быстрота. | Скоростосиловые качества. | Выносливость. | |||
статическая. | динамическая. | Общая. | ||||
Мальчики. | I (7−8). | |||||
II (8−9). | ||||||
III (9−10). | ||||||
IV (10−11). | ||||||
Девочки. | I (7−8). | |||||
II (8−9). | ||||||
III (9−10). | ||||||
IV (10−11). | олд. | + +. | +++. |
В основу определения периодизации развития физических качеств были положены годовые прибавки среднегрупповых показателей подготовленности, определенных в тестовых испытаниях (табл.2). Такой подход был предложен А. А. Гужаловским.
Так, для мальчиков 1−2 классов наиболее эффективны уроки физической культуры, содержанием которых являются упражнения, развивающее быстроту. Во 2 -4 классах хорошо развиваются такие физические качества, как общая выносливость, гибкость и равновесие. У девочек упражнения на быстроту должны присутствовать на всех урок физической культуры. Выносливость у них хорошо развивается со второго класса. Девочкам младшего школьного возраста показаны упражнения, развивающие статическую, динамическую общую выносливость и равновесие (Литвинов Е.Н., с соавт., 1997 г.). Школьники 7−10 лет обладают сравнительно низкими абсолютными и относительными показателями мышечной силы — силовые и особенно статические упражнения вызывают у них быстрое утомление. Нагрузки скоростно-силового характера переносятся детьми хорошо, хотя еще не достигают максимальных показателей быстроты (частоты повторений) в простейших движения. При кратковременных скоростных нагрузках работоспособность младших школьников остается высокой, а функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы быстро восстанавливается. Таким образом, скоростно-силовая подготовка на базе морфологического и функционального укрепления организма может явиться мощным стимулом для повышения общего уровня физического развития ребенка, улучшение его функциональных возможностей.
Дети в возрасте 7−10 лет уже в состоянии длительно, устойчиво поддерживать функциональную активность. Младший школьный возраст сенситивен для формирования способности к длительно целенаправленной деятельности, как умственной, так и физической. Физиологические механизмы, обеспечивающие быстрое развитие выносливости, заключаются в первую очередь в расширении резервных возможностей большинства функций.
В это время завершается определенный этап в формирования такого двигательного качества как ловкость, которая основывается на тонкой координации движений за счет сбалансированного управления мышцами — антогонистами (Азарова И.В., 1983 г., Фарбер Д. А., и соавт., 1990 г.).
В последнее время появились данные об эффектном развитии физических качеств младших школьников с учетом сезонных особенностей. Так, прохождение учебного материала, способствующего развитию быстроты и ловкости, следует планировать на осень и весну, средства, направленные на развитие скоростно-силовых качеств, силы и гибкости, лучше применять в осенне-зимний период (Сулейманов И.И., с соавт., 1998 г.).
Таким образом, младший школьный возраст можно расценивать как сенситивный период развития, особо восприимчивый целенаправленным педагогическим воздействиям. То, что будет упущено в этом возрасте, трудно будет восполнить в последующем.