Теоретические основы взаимодействия педагогов и родителей как условие профилактики вредных привычек у детей с нарушением зрения
При нарушении зрения затруднена ориентировка в эмоциональном проявлении зрячих сверстников и взрослых, таких как одобрение, недовольство, выражение взглядом, мимикой и жестами. Ограниченность жизненного опыта, малоразвитая самостоятельность, неумение критически домысливать своё поведение и поступки своих товарищей. Это приводит к негативным последствиям, замкнутости, неадекватности эмоциональной… Читать ещё >
Теоретические основы взаимодействия педагогов и родителей как условие профилактики вредных привычек у детей с нарушением зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Характеристика вредных привычек детей с нарушениями зрения
профилактика привычка нарушение зрение Привычка — это поведение, образ действий, склонность, ставшие для человека обычным, постоянным в жизни. Условно привычки можно разделить на хорошие и плохие (вредные).
При нарушении зрения затруднена ориентировка в эмоциональном проявлении зрячих сверстников и взрослых, таких как одобрение, недовольство, выражение взглядом, мимикой и жестами. Ограниченность жизненного опыта, малоразвитая самостоятельность, неумение критически домысливать своё поведение и поступки своих товарищей. Это приводит к негативным последствиям, замкнутости, неадекватности эмоциональной реакции и конфликтности в общении. Недостатки нравственного воспитания сказываются после окончания школы. Дети с трудом адаптируются в новом коллективе, склонны к вредным привычкам. [7].
С ростом и развитием ребенка у него нередко появляются привычки, которые со временем, если на них не обращать внимания, становятся вредными, и могут не только вредить в детстве, но и преследовать человека всю его сознательную жизнь.
К вредным привычкам относят те, что с одной стороны, наносят вред здоровью самого человека (курение, пьянство, употребление наркотиков и т. п.) с другой — вызывают неприязненное, а порой и брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям.
К наиболее распространенным вредным привычкам у детей можно отнести привычки: сосать пальцы; грызть ногти, карандаши, ручки; брать в рот посторонние предметы; ковыряться в носу; ябедничать; обманывать сверстников и старших; брать чужие вещи; сквернословить (употреблять ненормативную лексику); курить, пить, употреблять наркотики; быть зависимым от телевизора и компьютера и другие. [8,9].
Привычка «грызть ногти, карандаши, ручки» — самое распространенное мнение на этот счет — ребенок грызет ногти, когда он нервничает. Иногда это беспокойство внутреннее, которое сам ребенок может не сознавать, и попытки родителей выяснить причину ни к чему не приводят. Было замечено, что некоторые дети школьного возраста при возникновении трудностей в общении со сверстниками или усвоении школьной программы, начинают грызть ногти. Слишком строгое отношение к ребенку со стороны отца или матери тоже может дать толчок этой привычке. По мере взросления ребенка эта привычка угасает, но у 15% взрослых людей она сохраняется на всю жизнь. В подростковом возрасте примерно 45% детей грызут ногти.
Привычка «ябедничать» — ребенку до трех лет слово «ябеда» будет не совсем понятно. Он еще не осознает последствия своего поступка и фактически своей жалобой он делится со взрослым увиденным. Ребёнок младшего школьного возраста вполне представляет какая реакция последует за его словами. Прежде всего, нужно объяснить ребёнку разницу между доносом и сообщением о чём-либо. Например, рассказать о том, что кто-то попал в беду — это ответственный поступок. Дети должны рассказывать взрослым о том, что кто-то поранился, кому-то угрожает опасность. Мы учим ребёнка не ябедничать, он должен понимать, что взрослые будут слушать только полезную информацию.
Привычка «обманывать сверстников, старших» — дети, как правило, перенимают пример от сверстников.
Привычка «брать чужие вещи (воровство)». Воровство — это не всегда просто привычка. Маленькие дети могут просто не знать о том, что вещи бывают чужие. А в воровстве школьников часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых. Однако, если человек крадет чужие вещи, не обращая внимания на свое окружение и обстоятельства, и если ситуация не меняется с возрастом, — значит, это уже не проступок, а болезнь.
Привычка «сквернословить» — ругательства ребенок узнаёт задолго до того, как идет в первый класс. И сам их произносит до тех пор, пока не поймет, что это неприлично. В подростковом возрасте ребенок часто ругается для того, чтобы показать себя взрослым и независимым. Чтобы исправить ситуацию родителям и близким нужно: не использовать в своей речи ненормативную лексику.
Привычка «быть зависимым от телевизора, компьютера» — это порождение цивилизации, с одной стороны; подражание родителям и друзьям — с другой. В своих беседах мы учащимся объясняем сколько времени они могут проводить у компьютера и телевизора, чтобы не «посадить» зрение, не «заработать «искривление позвоночника, анемию проблемы с пищеварением и лишним весом. Но дома, к сожалению, и самоконтроль и контроль со стороны родителе зачастую отсутствует.
Привычка курить, употреблять спиртное и наркотикиодна из самых тревожных и беспокойных для родителей и педагоговполучила в последние годы широкое распространение среди школьников, причем к курению дети приобщаются нередко уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, а тяга к спиртным напиткам (слабоалкогольным) и наркотикам появляется в старших классах. Иногда простое любопытство, желание «все попробовать» со временем приводит к трагическим последствиям.
Многие родители уверены в том, что их дети ничего не знают об алкоголе, сигаретах, наркотиках. Многие уверены, что еще рано беседовать со своими детьми на такую «трудную тему».
Дети средней школы знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они неплохо представляют и то, как никотин и алкоголь действуют на организм человека, даже если личного опыта использования этих одурманивающих веществ у них нет. С одной стороны, дети, конечно «в курсе», что употребление алкоголя и курение опасны для здоровья. Однако они далеко не всегда понимают и могут объяснить, в чём конкретно заключается эта опасность, повторяя традиционные «страшилки» взрослых: «Если будешь курить — заболеешь, от вина живот будет болеть» и т. д.
С другой стороны, они чуть ли не ежедневно являются свидетелями сцен, демонстрирующих привлекательность одурманивающих веществ или, во всяком случае, их «безвредность»: яркая реклама пива по телевизору, праздничное застолье дома, курящие люди на улице. Именно это противоречие является основой для возникновения любопытства к курению, алкоголю, наркотикам.
Ребёнку становится интересно: а что же на самом деле представляют эти «таинственные» вещества? Почти треть школьников утверждают, что хотели бы попробовать алкоголь, не прочь покурить.
Сегодня возраст начала приобщения к одурманивающим веществам постоянно снижается. Есть дети, уже в 6−7 лет попробовавшие вино за праздничным столом или вместе с приятелями тайком покуривающие в подъезде. Чем раньше ребёнок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к алкоголю, курению.
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Теперь наибольшую значимость для ребёнка представляет всё, что так или иначе связано со школой, — школьные успехи, отношение учителя, отношение одноклассников и т. д. Для учащегося его ситуация в школе — мощный источник положительных или отрицательных эмоций.
Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определённого отношения к алкоголю и курению. Ребёнок, не нашедший себя в школе, чувствующий себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя «вещества взрослых». Причём если в младшем школьном возрасте это просто демонстрация, то уже в средних классах в последствии для подростка это становится и способом получения положительных ощущений, избавления от неприятных переживаний, связанных, в том числе и со школой.
Во — первых, взрослым необходимо позаботиться о том, чтобы у ребёнка не формировался комплекс неполноценности (или сделать всё, чтобы избавить ребёнка от этого комплекса). Нужно дать ему шанс почувствовать себя хоть в каком-нибудь деле успешным. Это может быть спорт, опека младшего брата — любая деятельность. Во-вторых, важно замечать любые, даже малейшие, продвижения в учении. Эффективно и действенно сравнение его сегодняшних результатов со вчерашними.
«Ничто не может с такой силой повлиять на поведение ребенка, как наглядный родительский пример». [1].