Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Текущее состояние интернационализации конкретного вуза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По состоянию на 2014;15 уч. г. 11 образовательных программ Северо-Восточного федерального университета вошли в число лучших образовательных программ России 2012;2013 учебного года. Это образовательные программы по математике, экономике, химии, биологии, экологии и природопользованию, лечебному делу, педиатрии, стоматологии. Пять программ имеют международную аккредитацию. При этом в действующих… Читать ещё >

Текущее состояние интернационализации конкретного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стратегия интернационализации СВФУ реализуется в рамках Программы развития университета, утвержденной до 2020 г. Задача в области интернационализации на 2015;2020 г. г. «Развитие международных связей в области образовательной деятельности как основы инновационного развития Северо-Востока России и Арктики» предусматривает реализацию мер по развитию международных отношений, участия в тематических сетях Университета Арктики, разработке новых собственных и совместных образовательных программ магистратуры и подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре, реализации международных мероприятий на базе университета, что обеспечит к 2020 г. повышение удельного веса иностранных студентов в общей численности до 5%.

Состояние интернационализации оценено на основе показателей, приведенных в приложении А. Основное внимание при анализе уделено интернационализации в разрезе образовательной деятельности университета.

Из проведенного анализа отчетных материалов (подробно представлен в приложении Г), деятельность СВФУ можно разделить по двум основным направлениям: программы по осуществлению стажировок и обучения преподавателей и студентов университета в рамках академической мобильности и обмена студентами и преподавателями зарубежных университетов, а также научно-исследовательские проекты с участием профессорско-преподавательского состава и студентов, реализуемые совместно с иностранными вузами — партнерами.

Исходя из проделанного анализа международной деятельности вуза, университет преодолел нулевую и первую стадии интернационализации (по М. Сьедерквист), индикаторами которых являются:

  • 1. Усиление роли Управления международных связей.
  • 2. Несистемный характер межкультурного взаимодействия (обучение иностранных студентов, привлечение исследователей и преподавателей для преподавания и научной деятельности).
  • 3. Использование зарубежной литературы (актуальных научных публикаций) в учебном процессе и в рамках научно-образовательной деятельности отдельно взятых подразделений.
  • 4. Стажировки преподавателей и студентов вуза за рубежом.
  • 5. Преимущественно односторонний обмен студентами.
  • 6. Организационно-рекламные мероприятия, участие в выставках ярмарках образовательных услуг.
  • 7. Наличие инструментов (нормативной базы) для осуществления перезачета кредитов и взаимопризнания дисциплин, учета достижений учебной деятельности студентов в контексте интернационализации.

Для окончания завершения второй стадии, необходимо достичь понимания, что интернационализация является средством повышения качества образования, соответственно конкурентоспособности, и необходимости масштабного включения международной составляющей в разработку основных образовательных программ и научную деятельность.

При достижении определенных результатов по привлечению зарубежных преподавателей в вуз, следует отметить, что среди российских преподавателей СВФУ около 5% имеют опыт работы в зарубежных университетах. По состоянию на конец 2014 г. 56% ППС владеют иностранными языками выше уровня В1 (пороговый) и только 14% ППС — на уровне С1-С2 (профессиональный). Не столько уровень владения иностранным языком (английским) участниками образовательного процесса, ограничивает их полноценно пользоваться иностранным языком как инструментом доступа и предоставления научной информации, научному обмену, обмену знаниями, сколько отсутствие межкультурного опыта взаимодействия. Создание интернационализированной академической среды позволит восполнить эту нехватку. Для дальнейшего плодотворного и устойчивого сотрудничества необходимо поощрять повышение сотрудниками своей языковой компетенции и увеличивать количество владеющих уровнем С1-С2, что в дальнейшем позволит разрабатывать курсы на английском языке для иностранных студентов и увеличивать количество международно-ориентированных программ.

На рис. 6 представлен анализ показателей федеральных университетов по данным мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования за 2015 г. по показателю «Международная деятельность: удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам ВПО, в общем числе студентов (приведенный контингент)».

Рис. 6. Доля иностранных студентов в общей численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, % (данные по состоянию на ноябрь 2015)

Очевидно, что разница обусловлена объективными факторами (географическое расположение вузов, разные по целям программы развития). Однако, достижение уровня 5% иностранных студентов в общем количестве студентов (согласно Программе развития СВФУ) к 2020 г. представляется задачей, требующей поиска путей решения.

Согласно опросу российских студентов, поступивших на образовательные программы в СВФУ в 62% случаев на решение о поступлении, повлиял выбор родителей. По результатам установочных встреч с родителями объяснение выбора в пользу СВФУ основывается на ожидании родителей контролируемого и интенсивного учебного процесса. Родители ожидают, что академические достижения студентов должны быть направляемы со стороны ППС и учебная деятельность, как и интенсивность процесса также контролируемы со стороны администрации вуза. При этом студент приобретает возможность получить опыт делового общения в поликультурной среде, опыт межкультурного общения и реальный практический опыт, полученный в результате прохождения практики в зарубежном вузе.

При анкетировании иностранных студентов из стран СНГ, поступивших в СВФУ в 2015;2016 гг. установлено, что мнение родителей повлияло на выбор в 42% случаев. Менее всего мнение родителей повлияло на принятие решения о поступлении в СВФУ иностранными студентами из стран дальнего зарубежья (всего 12%). Всего в анкетировании приняло участие 202 российских студента, поступивших на образовательные программы ИЗФиР СВФУ и 183 иностранных студента.

Очевидно, что для привлечения российских студентов, необходимо уделять большое внимание работе с родителями потенциальных студентов, в то время как международных студентов привлекает желание получить опыт, который выгодно отличал бы их на международном рынке труда.

Рис. 7. Видение образовательного процесса «глазами российских и иностранных студентов»

Один из главных показателей второй стадии интернационализации является интернационализация учебных планов и исследований, наличие интернационализированных, т. е. международно-ориентированных образовательных программ.

По состоянию на 2014;15 уч. г. 11 образовательных программ Северо-Восточного федерального университета вошли в число лучших образовательных программ России 2012;2013 учебного года. Это образовательные программы по математике, экономике, химии, биологии, экологии и природопользованию, лечебному делу, педиатрии, стоматологии. Пять программ имеют международную аккредитацию. При этом в действующих программах удельный вес учебной нагрузки, выделенной на изучение дисциплины «Иностранный язык составляет всего 6%, дисциплины, разработанные на ИЯ отсутствуют.

Очевидно, что для привлечения иностранных студентов необходимо расширение информационного пространства вуза на иностранном языке, что также подтверждено статистикой посещаемости сайта вуза (Приложение Г). Необходимо качественное увеличение количества международно-ориентированных образовательных программ. Международно-ориентированная программа, это программа, которая подготовлена к приему международных студентов, но в отличие от международных программ является менее затратной и в конечном итоге за счет включения международной составляющей и международного измерения приведет к повышению качества и конкурентоспособности.

На основании проведенного анализа международной деятельности Северо-Восточного федерального университета с целью повышения конкурентоспособности образовательных программ в контексте интернационализации можно сделать следующие выводы:

Табл.5.

SWOT — анализ конкурентоспособности образовательных программ.

Сильные стороны.

Слабые стороны.

  • · Уникальные географические особенности;
  • · Наличие современного оборудования;
  • · Наличие развитых, действующих научных школ;
  • · Модернизированная система планирования;
  • · Устойчивое положение и репутация вуза;
  • · Наличие бренда вуза;
  • · Приток молодых кадров;
  • · Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс;
  • · Наличие доступа к мировым информационным ресурсам;
  • · Наличие корпоративной культуры.
  • · Системные факторы объективного характера (территориальная удаленность, ограниченные финансовые ресурсы);
  • · Отсутствие системы мотивации и стимулирования ППС за повышение уровня владения иностранным языком;
  • · Ограниченные финансовые ресурсы для развития языковой компетенции преподавателей и студентов;
  • · отсутствие программ повышения квалификации ППС — языковая практика
  • · недостаточная подготовленность ППС для работы на программах, реализующихся на иностранном языке (Academic English)

Возможности.

Угрозы.

· Привлекательность российского рынка по следующим параметрам: емкость, низкие входные барьеры, стоимость (для отдельных стран).

  • · Растущая конкуренция на внутреннем и внешнем образовательном рынке;
  • · Последствия финансового кризиса и сложившейся политической ситуации.

Географические и климатические условия в значительной степени определяют выбор иностранными студентами страны обучения. При этом Россия является уникальным государством по своему географическому и климатическому разнообразию с точки зрения выбора региона для получения высшего образования. Обилие снега, образ зимы, самобытность, культурное, языковое и ландшафтное разнообразие, туристическая привлекательность региона могут стать привлекательными для международных студентов при условии получения качественного образования. С учетом всех факторов в основе реализации образовательной деятельности в контексте интернационализации должны лежать следующие подходы:

  • -тиражирование лучших академических практик;
  • -стратегическое партнерство с академическим и бизнес сообществом;
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой