Учитель в условиях перехода к информационному обществу
Трудно переоценить влияние ИТ-технологий на личность современного человека. В преамбуле Педагогической Конституции Европы указано: «Существует реальная опасность нравственной и духовной деградации человечества на фоне угрозы истощения природноресурсного потенциала планеты, ядерной или экологической катастрофы, развёртывания других глобальных проблем современности». Обсуждаются особенности… Читать ещё >
Учитель в условиях перехода к информационному обществу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
определяется тем, что вступление Украины в европейское сообщество предусматривает воспитание у молодого поколения стремления к взаимопониманию, солидарности, толерантности, эффективному сотрудничеству. Реализация этой исторической миссии невозможна без учителя. 23−25 мая 2013 года в г. Франкфурте-на-Майне (Федеральная Республика Германия) был принят стратегический документ, определивший духовную платформу формирования нового учителя для объединенной Европы ХХІ века, — «Педагогическая Конституция Европы» [12]. Фундаментальной основой этого важного документа стали идеи и ценности классической педагогики. «Держатели Истины Школы, — пишет легендарный педагог, академик РАО Ш. Амонашвили, — говорят с нами на языке Будущего. Чтобы их понять, надо войти в это вечное Будущее, откуда они ведут с нами неспешный диалог» [1, с. 77].
Анализ проблем технократической цивилизации дан в работах Э. Фромма, информационного общества — в трудах М. Кастельса, И. Валерстайна, С. Грофа, Е. Ласло, П. Рассела, О. Тоффлера, В. Иноземцева, украинских ученых В. Андрущенка, В. Беха, В. Кременя и др. Проблемы реформирования школы на принципах духовного гуманизма, роль учителя в этом процессе освещаются в работах Ш. Амонашвили. Влияние информационного общества на профессиональное развитие педагога, его духовное, нравственное развитие исследуются в работах В. Александровой, М. Богуславского, А. Данелюка, Л. Загрековой, В. Бак, С. Крука и др.
Цель статьи — рассмотреть, как реализуются основные требования к личности учителя в условиях информационного общества.
Современный учитель живет и работает в нелегкие времена. В 2013 году В. Кремень опубликовал фундаментальную статью «Образование: ценностные ориентиры сетевого общества» [9]. Опираясь на труды известных американских ученых М. Кастельса и И. Валерстайна, автор высказал мысль о том, что во второй половине прошлого века начался процесс реконструкции общественных отношений на пути к созданию сетевого общества. Возникли новая экономика — информациональная/глобальная, культура реальной виртуальности и человек сетевого общества — «Хомо интернетикус». В этот период формула господина Сороса «кто управляет финансами, тот управляет миром» сменилась на более современную — «кто управляет информационными потоками, тот властвует над миром». Если в начале 80-х годов ХХ века в мире насчитывалось несколько миллионов компьютеров со средней производительностью около миллиона 8-битовых операций в секунду, то через 20 лет производительность каждого отдельного компьютера возросла в сотни тысяч раз, а суммарное количество установленной компьютерной техники увеличилось до миллиарда. В геометрической прогрессии растет объем знаний. По оценкам американских специалистов, за всю историю человечества было написано 130 млн. книг, что соответствует всего 5% объема знаний от того уровня, который будет достигнут к 2060 году. информационный цивилизация учитель общество Увеличивается скорость обмена информацией: количество ежедневно подключающихся к мировой сети людей составляет около 200 тысяч человек. В развитых странах мира Интернетом пользуются до 85% взрослого населения; больше всего — в Китае — около 500 млн. человек [6]. Украина не входит в число первых позиций этого рейтинга, но в нашей стране в последние годы наблюдается заметный прогресс: если в 2002 году пользователями Интернета было около 20% взрослого населения, то к концу 2012 года — свыше 51% [10]. Украина входит в первую десятку стран с самой высокой скоростью Интернет-трафика, в мировом рейтинге производителей программного продукта она на 15 месте.
Технические нововведения вносят серьезные коррективы в жизнь и быт жителей Украины. По результатам социологического исследования компании Research & Branding Group 2013 года 78% украинцев считают, что за последние 10−15 лет новые технологии изменили их привычную жизнь, а 84% - уверены в появлении в ближайшие 20 лет новых революционных приборов и устройств [4]. Эти оценки согласуются с ожиданиями футурологов. Оценивая тенденции развития информационной цивилизации, один из наиболее авторитетных футурологов Запада Мичио Каку из США сделал вывод, что в ближайшие десятилетия произойдут фундаментальные открытия в области науки и техники. По его мнению, степень их влияния на будущее можно будет сравнить с эпохой Великих географических открытий.
В то же время специалисты все чаще бьют тревогу. Американский философ и психоаналитик Э. Фромм в книге «Иметь или быть?» [18] оценил состояние технократической цивилизации как предкатастрофическое. Автор полагал, что причины кризисных явлений кроются в специфике капиталистического общества, которое руководствуется собственными системными потребностями. Оно породило особый тип технократической личности — «кибернетического человека» , — ставшего рабом им же созданных машин, интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям, чувствам, духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры.
Как результат, произошло обострение кризиса семейных взаимоотношений. На семью все сильнее стали воздействовать сетевое общество и виртуальная культура. В США каждая 20-я замужняя женщина считается «компьютерной вдовой», муж которой все свободное время проводит возле компьютера, 3% европейцев отдают предпочтение виртуальным бракам [6], в ряде стран мира, в том числе и в Украине, одной из причин разводов указывается «виртуальная измена» .
Трудно переоценить влияние ИТ-технологий на личность современного человека. В преамбуле Педагогической Конституции Европы указано: «Существует реальная опасность нравственной и духовной деградации человечества на фоне угрозы истощения природноресурсного потенциала планеты, ядерной или экологической катастрофы, развёртывания других глобальных проблем современности» [12]. Обсуждаются особенности развития антропологической глобальной проблемы — проблемы человека в современном мире, поиска им смысла жизни. Многие, не найдя ответа, употребляют алкоголь, наркотики, становятся Интернет-зависимыми. Растет количество суицидов. Всемирная организация здравоохранения обнародовала статистические данные о росте этих показателей. Средний уровень потребления алкоголя в Европе составляет 12,5 млн. л и в 2 раза превышает общемировой. В 2012 году Украина заняла пятое место среди стран мира по потреблению алкоголя, второе — по уровню смертности от него, первое место в мире — по уровню детского алкоголизма [17]. Согласно официальной мировой статистике, 4% населения земли (около 250 миллионов) — наркозависимые. В Украине количество наркоманов ежегодно увеличивается приблизительно на 8−10%; сейчас их около 1,5 миллиона человек [7]. Высоким остается в Украине и уровень суицидов [14]. Он выше, чем в Европе, в 2,3 раза. В девятке стран, где отмечается самый высокий уровень самоубийств (более 20 человек на 100 тыс. населения), первое место занимает Литва, на втором — Белоруссия, на третьем Российская Федерация. Украина на восьмом месте — 25 суицидов на 100 тыс. жителей.
Анализ показывает, что дальнейшее развитие цивилизации по информационному пути таит в себе множество рисков. Главным из них является угрожающе увеличивающийся разрыв между обостряющимися глобальными проблемами и снижением уровня духовно-нравственной культуры населения. Достижения науки должны использоваться во благо. Вспомним слова великого Д. Менделеева о том, что знания в руках человека неблагородного подобны сабле в руках сумасшедшего. Исходя из этого, среди возможных способов выхода из кризиса как главный рассматриваем изменение сознания людей. Ученые все чаще говорят о том, что именно образование должно помочь человечеству справиться с существующими цивилизационными вызовами.
В обществе растет понимание, что сделать это в рамках старой репродуктивно-педагогической цивилизации невозможно. Она выполнила свою задачу: долгое время целенаправленно передавала знания средствами специально организованного педагогического процесса. Однако в настоящее время ситуация коренным образом изменилась. В условиях быстро формирующегося информационного общества человек должен мыслить нестандартно, творчески, принимать решения в более короткие промежутки времени, учитывать не только экономическую целесообразность, но и нравственные нормы. Поэтому насущная задача педагогического сообщества — приблизить наступление следующей — креативно-педагогической цивилизации, — в основе которой — гуманистическая образовательная парадигма.
Реализация этих задач невозможна без учителя — одной из ключевых фигур предстоящих реформ. Сегодня учительский мир вновь стоит, как и столетие назад, перед выбором. В. Вернадский в 1918 году об этом выборе написал так: «Где искать опоры? Искать в бесконечном творческом акте, в бесконечной силе духа… Нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет — „хлеба и зрелищ“. Есть, пить, ничего не делать, наслаждаться любовью. Неужели учитель может удовлетвориться, когда он будет воспитывать Скалозубов, Молчалиных, жадных до денег банкиров, обжор» [3].
Какими качествами должен обладать современный учитель, чтобы активно участвовать в разрешении возникшего противоречия между все возрастающим уровнем развития информационной цивилизации и отставанием в сфере духовной и нравственной культуры современного общества? Конечно, педагог должен уметь творчески использовать достижения информационного общества для повышения эффективности образовательного процесса. С помощью сети Интернет учитель может дистанционно общаться с учащимися, консультировать их во внеучебное время; использовать материалы образовательных порталов, украинских или зарубежных библиотек при подготовке к занятиям; готовить презентации и другие материалы; изучать иностранные языки и др. Интернет предоставляет широкие технические возможности для общения (переписка, голосовое общение, видеосвязь). В социальных сетях можно разговаривать и переписываться с родителями и коллегами, проводить родительские собрания, дискуссии. С помощью Интернет-форумов, блогов, социальных сетей педагоги, особенно проживающие в отдаленных районах, обсуждают между собой интересующие их теоретические, методологические и методические вопросы. Сеть предоставляет возможность учителю вести активную научную деятельность — проводить веб-конференции, вебинары, публиковать научные статьи и тезисы в электронных научных журналах. Наконец, Интернет обеспечивает учителям возможности для интеллектуального, духовного развития, организации досуга: он предлагает широкий выбор познавательных, развивающих и других игр; позволяет знакомиться с многочисленными тематическими подборками фотографий, репродукций и картин, прослушивать и скачивать музыкальные произведения, пересматривать и загружать художественные фильмы, мультфильмы и телепередачи.
Вместе с тем учитель всегда должен помнить о существовании известной заповеди «Не навреди!». Сегодня средства массовой информации часто обсуждают проблему Интернет-зависимых учащихся. Результаты опроса среди детей и подростков в 26 странах мира показали, что более 45% всех респондентов считают, что без персонального компьютера и подключения к Интернету они не смогли бы жить [6]. Молодое поколение Украины также заражено экранным вирусом: подавляющее большинство молодых украинцев не представляют свою жизнь без этих достижений научно-технического прогресса. На вопрос: «Смогли бы Вы прожить без мобильного телефона и Интернета?» 80,2% и 72,3% респондентов соответственно ответили «нет или «скорее нет» [13]. Виртуальный мир затягивает, учащиеся часто отходят от реальной жизни, насущных проблем, которые невозможно решить одним кликом мышки. В соответствии с данными мирового исследования EU Kids On-line были определены следующие тенденции:
- · 75% подростков в возрасте 9−16 годов выходят в Интернет еженедельно;
- · 80% подростков 15−16 лет пользуются сетью ежедневно;
- · основными целями выхода в он-лайн являются подготовка к школьным занятиям (85%), сетевые игры (83%), просмотр видеоклипов (76%), он-лайнпереписка (62%);
- · 30% опрошенных в возрасте 11−16 годов указали, что систематически находятся в сети избыточное время;
- · наибольший процент подростков, которые чрезмерно используют сеть, зафиксирован в Эстонии (50%), Португалии (49%), Болгарии (44%), Ирландии (43%), Великобритании (43%) [6]. В Украине, по данным Национального института стратегических исследований, насчитывается от 2 до 6% Интернет-зависимых от более 15,3 млн. пользователей глобальной сети [5].
В условиях перехода к информационной цивилизации вторым важнейшим направлением деятельности учителя является развитие духовной и нравственной культуры, причем как своей собственной, так и учащихся. Ускорить этот процесс мог бы переход педагогической общественности от традиционной к гуманистической образовательной парадигме. Именно к этому призывает украинского учителя Педагогическая Конституция Европы. Только реформы, направленные на гуманизацию образования, способны обеспечить решение образовательной сверхзадачи — дать учащимся знания об обществе, культуре, человеке, способствуя вместе с тем всестороннему развитию личности, помогая раскрыть ее индивидуальность, закладывая основы свободного выбора профессии и реализации творческих сил. Гуманистическая направленность личности педагога определяется не столько расширением объема информации, сколько его внутренним нравственным стержнем, способностью бороться с недостатками, воспринимать и поддерживать положительное, делать все возможное для развития культуры, воспитания благородства, духовности, нравственности.
Одна из проблем связана с подготовкой и воспитанием учителя, способного стать духовным наставником личности. Для этого сам учитель должен быть личностью. «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее будет всегда зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником, — писал К. Ушинский. — Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [2, с. 32].
Однако практика показывает, что сегодня педагогические ВУЗ часто ограничиваются тем, что дают будущим педагогам профессиональные знания, развивают умения и навыки, но мало внимания уделяют формированию личностных, профессионально значимых качеств учителя. Опросы студентов киевских педагогических ВНЗ показали, что только 20% выпускников собираются работать по специальности, только 27% - считают учебное заведение главным носителем моральных ценностей [8].
Существует педагогический принцип: подобное воспитывается подобным: нравственность воспитанника — нравственностью учителя, духовность — духовностью. Об этом писал В. Сухомлинский: «На ребенка оказывают влияние многие люди и явления жизни. Миссия школы, наша с вами важнейшая задача, дорогой коллега, — бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия и давать простор положительным. А для этого необходимо, чтобы личность учителя оказывала наиболее яркое, действенное и благотворное влияние на личность ученика» [15].
На это постоянно обращает внимание в своих работах Ш. Амонашвили: «Учитель всегда великий. Он не есть обычный человек, а есть явление надобщественное. Пусть труд его не заметен земным глазом, но небеса видят пот души учителя» [1, с. 39].
Для повышения качества воспитательной работы учитель должен осознать свою миссию. Общество, понимая какая серьезная задача стоит перед педагогом, должно помогать и поддерживать его. Только осознав свою профессию как миссию, учитель сможет найти в себе силы и способности постоянно стремиться к собственному духовному росту, самообразованию, оказывая в этом помощь своим воспитанникам. Серьезную поддержку укреплению внутреннего стержня учителя окажут работы классиков педагогики, погружение в идеи которых помогут учителю:
- · глубже понять себя, свое предназначение в семье, профессии, обществе;
- · найти путь к собственному «Я», различая такие пласты человеческой жизни, как физический, душевный, духовный, и помочь в этом своим ученикам;
- · внутренне приобщиться к национальной духовной традиции: религии, фольклору, искусству, литературе, философии;
- · осознать неповторимость каждого прожитого дня и реальную радость бытия;
- · создавать в школе и вокруг нее культурную среду.
Одной из серьезных проблем духовно-нравственного воспитания считается совершенствование его содержания — той системы ценностей, воспитание которой обеспечивает моральное взросление молодого человека. Под содержанием духовно-нравственного воспитания понимается тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и формируется учителем в процессе педагогического взаимодействия.
Важнейшей формой, в которой аккумулируется жизнь детей в школе, является урок. В духовном пространстве учителя облагораживаются дети, взрослеют, обучаются и воспитываются, но только в том случае, если появляется духовная общность. «Мне становится ясно, что с душевного общения, в котором человек отдает свои богатства, свою внутреннюю красоту другому человеку, — писал В. Сухомлинский, — как раз и начинается творение человека человеком» [2, с. 179]. Важно, чтобы на таком же высоком уровне проходило общение учителя с учениками во внеурочное время, чтобы к такому взаимодействию были подключены родители, чтобы моралью, интересными развивающимися детскими передачами наполнились программы телевидения, чтобы в издательствах выходило больше интересных, захватывающих детских книг. Только так можно добиться необходимой цели — воспитать благородного человека.
Решить проблему подготовки учителя XXI века невозможно без повышения престижа учительского труда. Социологические опросы показывают, что профессия учителя сегодня не престижна. Согласно данным опроса, проведенного в конце 2011 года институтом Горшенина, престижной эту профессию называет 20,3% респондентов. Только 24,5% опрошенных считают, что эта профессия дает возможность заработать себе на жизнь; другие объясняют свою позицию крайне низким уровнем оплаты государством тяжелой и ответственной работы преподавателя. По данным Государственной службы статистики сфера образования находится в пятерке самых низкооплачиваемых отраслей в Украине. Так, средняя зарплата в отрасли в августе 2013 года составляла 2542 гривны. Сравнительный анализ зарплат учителей Украины и других стран в 2013 году показал, что по этому показателю педагоги нашей страны обогнали только коллег из Беларуси. Азербайджанские и российские учителя зарабатывают в 1,5 и 1,8 раза больше учителей из Украины, а немецкие — в 7 раз. При этом 78% учителей Украины выразили недовольство своей заработной платой [5]. Как актуально звучат в этой связи слова классика педагогики К. Ушинского: «Хорошее народное образование обходится недешево! Но следует еще сообразить, что обходится народу дороже — образование или невежество?» [2, с. 140]. Анализ результатов социологического опроса 7666 учителей Украины показывает, что, несмотря на неудовлетворенность размерами заработной платы, количество учителей, которым нравится работать в школе, в 4,5 раза превышает тех, кто недоволен [5].
Выводы. Таким образом, во второй половине ХХ столетия в мире начала развиваться информационная цивилизация, в основе которой — формирование сетевого общества, глобальной экономики, виртуальной культуры и «Хомо интернетикус». Вместе с тем появилось осознание того, что сетевое общество вызвало сокращение чувственного, эмоционального начала, что приводит к кризису семейных отношений, духовности, нравственности, деградации личности. Поэтому учитель сегодня на основании осознания своей профессии как миссии, самообразования, творчества, развития собственной духовности и нравственности может и должен утверждать в образовательном пространстве Европы идеалы европейского сообщества, используя ценности классической педагогики.
Список использованных источников
- 1. Амонашвили Ш. А. Истина школы / Ш. Амонашвили. — Артемовск: Лаборатория гуманной педагогики, 2008. — 80 с.
- 2. Антология гуманной педагогики. Переиздание. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. — 224 с.
- 3. Вернадский В. И. Дневники 1917;1921 [Электронный ресурс] / В. И. Вернадский // Сайт MirKnig. — Режим доступа: http://www.twirpx.com /file/1 119 773.
- 4. Вещи, которые изменили нашу жизнь [Электронный ресурс] // Сайт Research & Branding Group. — Режим доступа: http://rb.com.ua /rus/projects/omnibus/8915/.
- 5. Данные Государственной службы статистики [Электронный ресурс] // Сайт Mojazarplata com.ua. — Режим доступа: http://mojazarplata.com.ua/ru/main.
- 6. Исакова Т. А. Интернет-зависимость как новый феномен современного мира: сущность и проблемы / Т. А. Исакова. — К.: Институт стратегических исследований, 2011. — 47 с.
- 7. Каждый год в Украине становится на 10% больше наркоманов — СМИ [Электронный ресурс] // Сайт АіФ Украина. — Режим доступа: http://www.aif.ua/society/1 005 006.
- 8. Как повысить престиж профессии учителя [Электронный ресурс] // Сайт общественно-политического и делового еженедельника «Комментарии» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: gazeta.comments.ua /?spec=1 320 998 830.
- 9. Кремень В. Образование: ценностные ориентиры сетевого общества [Электронный ресурс] / В. Кремень // Сайт ZN. UA. — Режим доступа: gazeta.zn.ua/EDUCATION/obrazovanie-cennostnye-orientiry-setevogo-obschestva-html.
- 10. Ожеван М. А. На шляху до «розумного суспільства»: інформаційні технології як фактор суспільних перетворень в Україні / М. А. Ожеван, С. Л. Гнатюк. — К.: НІСД, 2011. — 25 с.
- 11. Палкин В. А. Развитие информационной цивилизации: путь к процветанию или катастрофе? / В. А. Палкин // Наукова скарбниця освіти Донеччини. — 2014. — № 2. — С. 26−33.
- 12. Педагогическая Конституция Европы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (http://yspu.org/images/0/00/Frankfurt2013.pdf.
- 13. Результаты социологического исследования «Современная молодежь Украины» (1−20 марта 2012 г.) [Электронный ресурс] // Сайт института Горшенина. — Режим доступа: http://institute.gorshenin.ua/researches/108_ molodezh_ukraini.html
- 14. Россия остается страной самоубийств [Электронный ресурс] // Сайт «Свободная пресса» .- Режим доступа: http://svpressa.ru/society/article/37 979/.
- 15. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю [Электронный ресурс] / В. А. Сухомлинский. — Режим доступа: http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/.
- 16. Турчин А. В. Футурология. ХХ1 век: бессмертие или глобальная катастрофа? / А. В. Турчин, М. А. Батин. — М.: БИНОМ, 2013. -263 с.
- 17. Украина заняла пятое место в мире по количеству алкоголиков [Электронный ресурс] // Сайт АіФ Украина. — Режим доступа: http://www.aif.ua/society/999 935.
- 18. Фромм Э. Иметь или быть? [Электронный ресурс] / Э. Фромм // Электронная библиотека. — Режим доступа: http://royallib.ru /book/fromm_erih /imet_ili_bit.html.