Организация и методика констатирующего эксперимента
Логопедическая работа на подготовительном этапе проводилась по двум направлениям. Каждое направление характеризуется использованием определенных упражнений. Для обследования фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР нами были использованы диагностические задания, разработанные В. К. Орфинской: Отобрать методы и приёмы, использование которых позволит сформировать у старших… Читать ещё >
Организация и методика констатирующего эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для обследования фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР нами были использованы диагностические задания, разработанные В. К. Орфинской:
- · «покажи картинку»;
- · «внимательные ушки»;
- · «поймай звук»;
- · назови слова на заданный звук в начале, середине и конце слова;
- · определение количества звуков в слове;
- · определение места звука по отношению к другим звукам в слове;
- · определение последовательности звуков в слове.
- 1. Обследование состояния фонематического восприятия: Задание 1. «Покажи картинку».
Задание 2. «Внимательные ушки».
2. Исследование фонематического анализа и синтеза:
Задание 1. Назови слова на заданный звук Задание 2. Определение количества звуков в слове.
Задание 3. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове Для оценки результатов использовалась 5-тибалльная система оценок.
(таблица 1).
Критерии оценки Таблица 1.
Баллы. | Критерий. | |
5 баллов. | точное выполнение задания. | |
4 балла. | допускает 1−2 ошибки. | |
3 балла. | выполнил половину задания верно. | |
2 балла. | правильно выполнена одна проба. | |
1 балл. | отказ или невыполнение задания. | |
Экспериментальное исследование осуществлялся в три этапа.
I этап — констатирующий. Цель: при помощи специальной диагностической методики [21] выявить уровень развития у детей дошкольного возраста с ОНР функций фонематического слуха. Данный этап исследования проходил с 26 сентября по 30 сентября 2016 г. (1 неделя).
На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:
- — подобрать диагностические задания для обследования фонематического слуха указанной категории детей;
- — провести обследование дошкольников с ОНР по отобранным диагностическим заданиям, зафиксировать полученные данные;
- — охарактеризовать, подвергнуть количественному и качественному анализу результаты обследования фонематического слуха испытуемых.
II этап — формирующий. Цель: проведение коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР функций фонематического слуха посредством упражнений. Сроки реализации этого этапа работы — 3 октября — 04 ноября 2016 года (5 недель). С детьми проводились фронтальные занятия продолжительностью 30 минут (2 раза в неделю).
С учетом поставленной цели решались следующие задачи:
- · организовать логопедическую работу с детьми в соответствии с содержанием действующих программно-методических материалов определить тематику экспериментальных занятий по формированию у старших дошкольников с ОНР фонематического слуха посредством упражнений;
- · осуществить отбор речевого материала для проведения экспериментальных занятий;
- · выделить направления логопедической работы с детьми;
- · подобрать и апробировать упражнения, способствующие развитию у дошкольников с ОНР фонематического слуха;
- · отобрать методы и приёмы, использование которых позволит сформировать у старших дошкольников с ОНР фонематический слух посредством упражнений.
III этап — контрольный. Цель: выявление эффективности реализованной логопедической работы, направленной на развитие детей с ОНР фонематического слуха посредством упражнений. Сроки реализации данного этапа — 07 ноября по 11 ноября 2016 г. (1 неделя).
Решались следующие задачи:
- · провести обследование старших дошкольников с ОНР по отобранным ранее заданиям диагностической методики;
- · провести количественный и качественный анализ результатов обследования дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента;
- · установить уровень развития фонематического слуха у детей.
Как и на контрольном этапе для обследования детей с нарушениями речи нами были использованы диагностические задания. Методика проведения обследования дошкольников на контрольном этапе была прежней. Как и ранее, инструкции предъявлялись детям в устной форме с использованием иллюстративного материала.
Коррекционная работа по развитию фонематического слуха разделена на 3 этапа:
- 1. подготовительный;
- 2. основной;
- 3. заключительный.
- 1. Подготовительный этап.
Цель: формирование базы для развития фонематического слуха. Задачи:
- · научить детей различать неречевые звуки;
- · научить детей различать высоту, силу, и тембр голоса, на материале звуков, звукосочетаний и слов;
- · развивать слуховое внимание и слуховую память.
Логопедическая работа на подготовительном этапе проводилась по двум направлениям. Каждое направление характеризуется использованием определенных упражнений.
Первое направление: развитие неречевого слуха.
Проводятся упражнения на различение неречевых звуков, которые способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Упражнение «Коробочка».
Второе направление: различение высоты, силы, тембра голоса. Дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Упражнение «Три медведя».
2. Основной этап.
Цель: развитие фонематического восприятия. Задачи:
- · научить детей различать слова близкие по звуковому составу;
- · научить детей различать слоги.
Логопедическая работа на данном этапе проводилась по двум направлениям.
Первое направление: работа по различию слов близких по звуковому составу. В процессе специальных упражнений развиваем у детей способность узнавать и различать слова, близкие по звуковому составу. Упражнение «Похожие слова».
Второе направление: работа по различию слогов. Дети учатся различать слоги. Упражнение «Назови лишний слог».
3. Заключительный этап.
Цель: формирование навыков элементарного звукового анализа. Задачи:
- · научить детей различать фонемы русского языка;
- · сформировать у детей навык элементарного звукового анализа. Заключительный этап состоял из двух направлений.
Первое направление: различение фонем родного языка.
Работа начинается с дифференциации гласных звуков. Упражнение.
«Успокой Таню».
Второе направление: формирование навыков звукового анализа и синтеза. Эта работа начинается с того, что детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двухсложные и трехсложные слова. Взрослый показывает и объясняет, как отхлопываются слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Предварительно проводится анализ гласных звуков. Упражнение «Женский праздник».
Логопедическая работа проводилась на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
По завершении формирующей части исследования был проведен контрольный этап педагогического эксперимента.
Методика проведения обследования дошкольников на формирующем этапе была прежней. Как и ранее, инструкции предъявлялись детям в устной форме с использованием иллюстративного материала. Полученные результаты фиксировались в таблицах и подвергались анализу.