Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Организация и методика констатирующего эксперимента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Логопедическая работа на подготовительном этапе проводилась по двум направлениям. Каждое направление характеризуется использованием определенных упражнений. Для обследования фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР нами были использованы диагностические задания, разработанные В. К. Орфинской: Отобрать методы и приёмы, использование которых позволит сформировать у старших… Читать ещё >

Организация и методика констатирующего эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для обследования фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР нами были использованы диагностические задания, разработанные В. К. Орфинской:

  • · «покажи картинку»;
  • · «внимательные ушки»;
  • · «поймай звук»;
  • · назови слова на заданный звук в начале, середине и конце слова;
  • · определение количества звуков в слове;
  • · определение места звука по отношению к другим звукам в слове;
  • · определение последовательности звуков в слове.
  • 1. Обследование состояния фонематического восприятия: Задание 1. «Покажи картинку».

Задание 2. «Внимательные ушки».

2. Исследование фонематического анализа и синтеза:

Задание 1. Назови слова на заданный звук Задание 2. Определение количества звуков в слове.

Задание 3. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове Для оценки результатов использовалась 5-тибалльная система оценок.

(таблица 1).

Критерии оценки Таблица 1.

Баллы.

Критерий.

5 баллов.

точное выполнение задания.

4 балла.

допускает 1−2 ошибки.

3 балла.

выполнил половину задания верно.

2 балла.

правильно выполнена одна проба.

1 балл.

отказ или невыполнение задания.

Экспериментальное исследование осуществлялся в три этапа.

I этап — констатирующий. Цель: при помощи специальной диагностической методики [21] выявить уровень развития у детей дошкольного возраста с ОНР функций фонематического слуха. Данный этап исследования проходил с 26 сентября по 30 сентября 2016 г. (1 неделя).

На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:

  • — подобрать диагностические задания для обследования фонематического слуха указанной категории детей;
  • — провести обследование дошкольников с ОНР по отобранным диагностическим заданиям, зафиксировать полученные данные;
  • — охарактеризовать, подвергнуть количественному и качественному анализу результаты обследования фонематического слуха испытуемых.

II этап — формирующий. Цель: проведение коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР функций фонематического слуха посредством упражнений. Сроки реализации этого этапа работы — 3 октября — 04 ноября 2016 года (5 недель). С детьми проводились фронтальные занятия продолжительностью 30 минут (2 раза в неделю).

С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

  • · организовать логопедическую работу с детьми в соответствии с содержанием действующих программно-методических материалов определить тематику экспериментальных занятий по формированию у старших дошкольников с ОНР фонематического слуха посредством упражнений;
  • · осуществить отбор речевого материала для проведения экспериментальных занятий;
  • · выделить направления логопедической работы с детьми;
  • · подобрать и апробировать упражнения, способствующие развитию у дошкольников с ОНР фонематического слуха;
  • · отобрать методы и приёмы, использование которых позволит сформировать у старших дошкольников с ОНР фонематический слух посредством упражнений.

III этап — контрольный. Цель: выявление эффективности реализованной логопедической работы, направленной на развитие детей с ОНР фонематического слуха посредством упражнений. Сроки реализации данного этапа — 07 ноября по 11 ноября 2016 г. (1 неделя).

Решались следующие задачи:

  • · провести обследование старших дошкольников с ОНР по отобранным ранее заданиям диагностической методики;
  • · провести количественный и качественный анализ результатов обследования дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента;
  • · установить уровень развития фонематического слуха у детей.

Как и на контрольном этапе для обследования детей с нарушениями речи нами были использованы диагностические задания. Методика проведения обследования дошкольников на контрольном этапе была прежней. Как и ранее, инструкции предъявлялись детям в устной форме с использованием иллюстративного материала.

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха разделена на 3 этапа:

  • 1. подготовительный;
  • 2. основной;
  • 3. заключительный.
  • 1. Подготовительный этап.

Цель: формирование базы для развития фонематического слуха. Задачи:

  • · научить детей различать неречевые звуки;
  • · научить детей различать высоту, силу, и тембр голоса, на материале звуков, звукосочетаний и слов;
  • · развивать слуховое внимание и слуховую память.

Логопедическая работа на подготовительном этапе проводилась по двум направлениям. Каждое направление характеризуется использованием определенных упражнений.

Первое направление: развитие неречевого слуха.

Проводятся упражнения на различение неречевых звуков, которые способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Упражнение «Коробочка».

Второе направление: различение высоты, силы, тембра голоса. Дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Упражнение «Три медведя».

2. Основной этап.

Цель: развитие фонематического восприятия. Задачи:

  • · научить детей различать слова близкие по звуковому составу;
  • · научить детей различать слоги.

Логопедическая работа на данном этапе проводилась по двум направлениям.

Первое направление: работа по различию слов близких по звуковому составу. В процессе специальных упражнений развиваем у детей способность узнавать и различать слова, близкие по звуковому составу. Упражнение «Похожие слова».

Второе направление: работа по различию слогов. Дети учатся различать слоги. Упражнение «Назови лишний слог».

3. Заключительный этап.

Цель: формирование навыков элементарного звукового анализа. Задачи:

  • · научить детей различать фонемы русского языка;
  • · сформировать у детей навык элементарного звукового анализа. Заключительный этап состоял из двух направлений.

Первое направление: различение фонем родного языка.

Работа начинается с дифференциации гласных звуков. Упражнение.

«Успокой Таню».

Второе направление: формирование навыков звукового анализа и синтеза. Эта работа начинается с того, что детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двухсложные и трехсложные слова. Взрослый показывает и объясняет, как отхлопываются слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Предварительно проводится анализ гласных звуков. Упражнение «Женский праздник».

Логопедическая работа проводилась на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

По завершении формирующей части исследования был проведен контрольный этап педагогического эксперимента.

Методика проведения обследования дошкольников на формирующем этапе была прежней. Как и ранее, инструкции предъявлялись детям в устной форме с использованием иллюстративного материала. Полученные результаты фиксировались в таблицах и подвергались анализу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой