Заключение.
Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте тесно связано с моральным самоопределением и находится под влиянием социальной среды, окружающей молодого человека. Помимо этого, профессиональный выбор в юношеском возрасте происходит в условиях недостаточной информированности о круге выбираемых профессий и базируется, в основном, на знании своих индивидуально-психологических особенностей… Читать ещё >
Заключение. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте позволяет прийти к следующим выводам.
При выборе профессии очень важно соответствие между личностными, психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если развиты коммуникативные навыки, то больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали профессионально важные качества — например, экономисту важна усидчивость, аналитическое мышление; юристу — логическое, аналитическое мышление. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам.
Процесс профессионального самоопределения представляет собой существенный фактор становления личности в юношеском возрасте, поскольку затрагивает развитие интеллекта и познавательных функций, способствует становлению самосознания личности, формированию адекватной самооценки. Исходя из этого, можно сказать, что воздействие профессионального самоопределения на личность в юношеском возрасте имеет комплексный характер.
Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте тесно связано с моральным самоопределением и находится под влиянием социальной среды, окружающей молодого человека. Помимо этого, профессиональный выбор в юношеском возрасте происходит в условиях недостаточной информированности о круге выбираемых профессий и базируется, в основном, на знании своих индивидуально-психологических особенностей.
Профессиональное становление представляет собой динамический процесс формирования личности, адекватной деятельности, который предусматривает формирование профессиональной направленности и профессионально важных качеств в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности.
Результатом профессионального самоопределения для старшеклассника является относительно определённый, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план профессионального пути.
В нашей работе рассмотрены: подходы авторов к понятиям «самоопределение» и «профессиональное самоопределение» (Э.Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, П. А. Шавир, П. Г. Щедровицкий и др.); рассмотрены классификации профессий (Дж. Голланд, Д. Патерсон, Е. А. Климов, Т.В. Кудрявцеы); основные характеристики юношеского возраста, как периода, в течение которого происходит становление «Я», обретение новой социальной позиции. Центральным новообразованием юношеского возраста становится и «Я — концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образ «Я»; особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
По результатам проведенного исследования нами разработана коррекционно-развивающая работа, направленная на формирование позитивной психологических установок, способствующих коррекции профессиональных намерений в юношеском возрасте.
После участия в коррекционно-развивающей программы, по результатам повторного исследования у испытуемых выбранная профессия соответствует личностной предрасположенности к ней.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась: у большинства испытуемых имеет место противоречие между желаемой в будущем профессии и личностной предрасположенностью к ней, профессиональное самоопределение обуславливается личностными качествами.
Результаты проведенного нами исследования могут быть использованы педагогами-психологами в работе по профориентации. И это будет пусть и незначительный, но, тем не менее, шаг на пути достижения одной из главных целей — формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности.