Общая характеристика нравственных чувств детей дошкольного возраста
Сама же работа педагога по конкретному формированию нравственных чувств у детей-дошкольников чрезвычайно многогранна. Она сложно переплетена со всеми сферами, в которых участвуют или только начинают участвовать дети. Малышам воспитатель многократно напоминает, что нужно здороваться с гостями или, приходя групповую комнату (чувство общественной культуры); в средней группе воспитатель вызывает… Читать ещё >
Общая характеристика нравственных чувств детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Чувства у детей возникают как результат определенных переживаний. Под влиянием новых переживаний чувства могут изменяться и совершенствоваться. Переживания чаще всего возникают в процессе восприятия, осознания или волнения. Например, осознание ребенком нехорошего поведения сверстника; волнение, связанное с прослушанным накануне ярким, динамичным рассказом о герое труда или подвиге прадеда во время войны, который вызывает в ребенке не только переживание жизни другого человека, а и прилив благородных чувств (благодарности, гордости за дела и подвиги людей, живущих на его родной земле); восприятие прочитанной воспитателем интересной сказки с красочными иллюстрациями, когда дети не хотят расставаться с героями, продолжают обсуждать их жизнь с воспитателем или создают рисунки к этой сказке (чувство сопереживания с героями событий, происходящих сказочном произведении).
И в своем воздействии на ребенка педагоги, да и родители, всегда стараются опираться на только образовавшиеся или имеющиеся у ребенка хорошие чувства: доброту, сострадание, сопереживание, соучастие. Так как именно эти чувства, присущие только человеку, возникают как отражение сотрудничества и солидарности людей. Эти чувства и делают человека по-настоящему человечным. Если горе другого — твое горе, страдание другого — твое страдание, только тогда ты поймешь, как больно другому, только тогда придешь на помощь человеку и защитишь, оградишь. Даже простое соболезнование, сочувствие порой облегчают другому страдание, будто уменьшают горе. По сути, настоящая доброта реальна только тогда, когда она сращена, сплавлена с жалостью и состраданием. Причем искреннее, истинное сострадание, истинная доброта — всегда активны. И потому пустыми кажутся споры о пассивной доброте, об унижающей жалости. Помочь человеку в его горе; или сказать ему прямо и открыто о его вине; мягко, но и не преуменьшая ошибки, объяснить ему, в чем он заблуждается, и помочь исправить эту ошибку; просто побыть с человеком, когда ему тяжело, — это все сострадание, доброта, жалость — нежные, чистые, благородные чувства, которые как раз закладываются на уровне дошкольного возраста.
Воспитание таких достаточно высоких нравственных чувств, влияющих на формирование в дальнейшем сложных черт личности растущего человека, на формирование его истинных представлений о явлениях жизни, о событиях общественной значимости, о судьбах страны и людей, начинается с воспитания в раннем или младшем дошкольном возрасте простых нравственных привычек. Например, отрабатывая навык культурного поведения, педагог добивается, чтобы ребенок сделал все охотно и в общем осознанно, т. е. чтобы внешние положительные проявления выражали внутреннюю сущность, его отношение к правилу. Так закладываются начала доброжелательности, предотвращается возможность возникновения равнодушного, безразличного отношения к сверстникам, окружающим взрослым.
У старших дошкольников сфера нравственных чувств должна постоянно расширяться. Воспитывая начала настоящего гуманизма и формируя нравственность, педагоги и родители должны обращать особое внимание на постоянное развитие у детей этого возраста самых главных чувств: доброты, отзывчивости, чуткости, любви к родине, дружбы, любви к близким, развитие трудолюбия. Не менее важным является воспитание в этом возрасте и таких чувств, как соучастие, сопереживание, сострадание, которые приведут к формированию остальных чувств: уважения к старшим, желания слушаться и выполнять их поручения, заботливого отношения к младшим детям, сверстникам и взрослым, справедливости, честности по отношению к окружающем. Следует также учить детей помнить о своих обязанностях, старательно их выполнять, охотно делиться знаниями, замыслами, игрушками, пособиями; правильно оценивать поведение литературных героев, свое поведение и поведение сверстников. А, вовлекая детей в различные виды деятельности, надо учить их ставить цель и достигать определенных результатов, выполнять положенные требования, доводить начатое до конца и с готовностью преодолевать препятствия, если они возникают, проявляя при этом активность, инициативу.
Сама же работа педагога по конкретному формированию нравственных чувств у детей-дошкольников чрезвычайно многогранна. Она сложно переплетена со всеми сферами, в которых участвуют или только начинают участвовать дети. Малышам воспитатель многократно напоминает, что нужно здороваться с гостями или, приходя групповую комнату (чувство общественной культуры); в средней группе воспитатель вызывает у детей побуждение помочь товарищу, если ребенок сам уже умеет что-то (чувство взаимопомощи); в старшей группе педагог учит внимательно слушать рассказ ветерана труда или боевых действий, беседует после этого с детьми, чтобы вызвать гордость и благодарность за труд и боевую доблесть людей старшего поколения (чувство благодарности людям, чувство гордости за успехи старших); в подготовительной группе педагог постоянно обращает внимание детей на умение выслушать друг друга и старших по возрасту, а если возразить, то в тактичной форме (чувство такта, меры и внимания к другим); а читая уже сложную сказку или обсуждая со старшими детьми серьезный рассказ, воспитатель спрашивает, какие события им понравились, как они оценили поступки героев и как решили бы поступить сами (чувство сопереживания с героями различных событий и оценка поведения литературных героев). Так в обычных ежедневных ситуациях, можно сказать, в течение дней, недель, месяцев и лет формируются ценнейшие опоры человеческой личности — нравственность и фактически духовность.
Если обратиться к материалам исследователей, которые проводили беседы (с детьми пятого, шестого и седьмого года жизни), то просматривается интересная зависимость сформированности нравственных качеств от детских радостей, от условий семейного воспитания и от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются сами дети в детском дошкольном учреждении, дома, в гостях. Поводы для их хорошего настроения и радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это ощущение защищенности и общение ребенка со взрослыми и родителями в совместной с ними деятельности. Детей радуют совместный труд дома и в группе, совместные спектакли и игры, общие прогулки в лес, походы за ягодами, за грибами, на рыбную ловлю, посещение с папой или мамой кружков, библиотек, школ воскресного дня, проведение совместных с родителями праздников. (9).
В детском саду дети, действительно, охотно делятся радостными чувствами о том, как в семье прошел праздник, что всем, и взрослым и детям, было весело. Их, например, радует мысль, что скоро в школу. Радует любое достижение, а если ребенка похвалили, то и в двойне. И это поднимает в маленьком человеке зародыши прекрасных желаний и побуждений, и чем чаще подобное состояние охватывает детский внутренний мир, тем вероятнее, что внутренние побуждения обратятся в неподдельные и чистые нравственные чувства.
И мы радуемся, когда ребенок, в шутку плачущей маме, протягивает конфету и гладит её по голове, когда ребенок кормит и жалеет собачку, встреченную на улице, помогает соседской старушке донести пакет пусть даже до лавочки. И радуемся ещё больше, когда ребенок постарше говорит сверстнику: «Нельзя драться, ведь другому можно сделать больно, а это не только некрасиво, а плохо». Мы радуемся, так как знаем, что это проявления доброты, заботы, участия и, возможно, проявления ещё более тонких чувств — нежности, жалости, ласки и любви. И не случайно Гегель сказал в свое время: «Нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство, а чувство, закрепляясь в психике ребенка, постепенно начинает побуждать его к нравственным поступкам». (4).
Но можно услышать и такое: «Какая еще жалость? Она расслабляет! А современный человек должен быть сильным, мужественным. Да разве на жалости надо воспитывать маленького ребенка?». И как это ни странно, такие мнения не редкость. Не в таких ли рассуждениях прячется жестокость, озлобленность, а подчас даже ненависть? К. Д. Ушинский писал: «Существует убеждение, кажущееся для многих предрассудком, что злая кормилица вскормит и злого ребенка, но это и не совсем предрассудок. Конечно, злость не может передаваться через молоко, хотя молоко раздраженной женщины портит желудок ребенка, но злая женщина и обращается зло с ребенком и своим обращением, а не молоком сеет в нем семена злости или трусости. Не должно забывать, что первое понятие о человеке, которое впоследствии закрепляется словом, образуется в ребенке в бессловесный период его жизни, что на образование этого понятия имеют влияние решительно все первые человеческие личности, которые отразятся в душе ребенка и лягут в основу его будущих отношений с людьми. И счастливо дитя, если первое человеческое лицо, отразившееся в нем, есть полное любви и ласки лицо его добрейшей матери». (5).
Прививая детям в различных видах деятельности чувства доброты, заботливости, участия, сопереживания, ощущения самой жизни как чуда, нам хочется видеть их ещё и смелыми, мужественными, справедливыми, честными и умеющими за себя постоять в любой жизненной ситуации. Эти нравственные качества воспитываются с раннего возраста в основном в играх и жизненных ситуациях. Игровые интересы в ходе игры вызывают проявление перечисленных нравственных качеств и их последующее расширение. В детских играх: игра «Плаванье на корабле» — капитан корабля проявляет смелость, спасая в бурю людей; игра «Самолеты» — летчик летит в грозу, чтобы доставить врача к больному, и проявляет при этом мужество и героизм; игра «Школа» — учитель учит детей быть честными друг к другу, беречь книги и хорошо учиться; «Война» — воин погибает за справедливость; «Граница» — пограничник стоит на страже рубежей страны, охраняя мир и покой людей. В таких играх дети не только налаживают контакты со сверстниками, приобретают организаторские способности, дружеские отношения и учатся коллективизму, что является важным для совместной деятельности и отношений в условиях детского дошкольного учреждения, но, играя в подобные сюжетно-ролевые игры, выполняя определенные роли, они обретают и сильные чувства, начинают понимать их значимость для себя лично. Постепенно приходит осознание того, что смелость и мужество потребуется в жизни, чтобы быть стойким перед невзгодами и в бедствии, а честность и справедливость, чтобы быть нужным и значимым для людей.
Таким образом, в формировании нравственных чувств дошкольников нет, и не может быть ничего не главного, второстепенного — и в огромном море детских волнений, переживаний и сопереживаний, раздумий, возможно, своеобразных догадок и даже фантазий педагог должен стараться находить, понимать, развивать и укреплять положительные проявления или мотивы того, что можно охарактеризовать как нравственное побуждение, нравственное начало. Чтобы в дальнейшем, воздействуя на ребенка педагогическими методами, сформировать нужные и ценные для жизни человека нравственные чувства: доброту, отзывчивость, чуткость, любовь к близким и уважение ко всем людям, дружеские чувства к сверстникам, любовь к родине, трудолюбие, а также чувства соучастия, сопереживания и сострадания.
Но следует помнить, что нравственные чувства и моральные отношения не возникают лишь при соблюдении педагогических принципов и раздумий педагога, чувства не существуют лишь сами по себе. Но они органически вплетены в деятельность взрослого человека и детей и обуславливаются ею. Из этого выходит, чтобы формировать у детей нравственные чувства и отношения, необходимо, соблюдая педагогические принципы, включать их в различные виды деятельности (общественную, патриотическую, учебную, игровую, трудовую, деятельность по охране природы), в общение с другими людьми и детьми, приобщать к искусству и художественной литературе. Необходимо также создавать условия использования этих видов деятельности для выработки у детей нравственных чувств и отношений. Данное утверждение подтверждает необходимость дальнейшего изучения методов и средств формирования нравственных чувств дошкольников.